Сибирские огни, 1987, № 6

ся выкристаллизовать из нее «ту правду, которая станет его (человека,—Л. Г.) лест­ ницей, его путеводной звездой к высшему свету и созидающему разуму». Хотя, что понимается под этой «путевод­ ной» правдой, тоже не совсем ясно, как весьма абстрактны и «высший свет», и «созидающий разум». Тем более что они как-то не очень вяжутся с реально-конк­ ретной плотью астафьевского произведе­ ния и больше напоминают разговоры о «вечном двигателе», способном решить еще одну вековую задачу человечества —- обой­ тись без источников энергии. А вот пони­ мать правду как своего рода знаменатель общественного развития, в основе кото­ рого заложена справедливость во всех сферах нашей жизнедеятельности,— навер­ ное, можно и нужно. Ведь именно о ней, о справедливости, болит душа и сердце у ге­ роев В. Астафьева, М. Щукина, В. Распути­ на, и стремятся они ни к чему иному, как порядку, выстроенному на фундаменте все­ объемлющей справедливости... Но вернемся к Воронихину. Судьба и эволюция этого партийного руководителя районного звена показательны и, как под­ тверждают наметившиеся в государстве пе­ ремены, достаточно типичны. Как и Козырин, Воронихин — образ да­ леко не однозначный; схваченный писате­ лем цепко и точно, он олицетворяет собой достаточно распространенный тип руково­ дителя, делающего ставку на победу и ре­ зультат, игнорируя при этом как их каче­ ственную, так и нравственную сторону. Сразу же можно заметить, что и Горячев из «Печального детектива», и Водников типо­ логически близкие фигуры. Но если у В. Распутина и В. Астафьева показаны они эпизодически, мимоходом и не на них сосредоточено внимание, то Воронихин у М. Щукина изображен с пристальным вни­ манием, в динамике и развитии, ибо ему в художественном механизме повествова­ ния принадлежит одна из важнейших ро­ лей. Бывший фронтовик, Воронихин в начале 50-х годов принял под свое руководство отстающий район. Человек энергичный, деятельный, инициативный, он, «не зная ни дня, ни ночи, ни отпусков, ни выходных», буквально вытащил его из прорыва, выта­ щил и уж больше не сдавал завоеванных позиций, чего бы это ни стоило, «тащил и тащил свой тяжелый воз по трудной, уха­ бистой дороге». Вместе с успехами и авторитетом посте­ пенно накапливалась жгучая боязнь за, не дай бог, не сделанное по каким-либо при­ чинам дело, боязнь, идущая с тех времен, когда «над ним, как топор, висело желез­ ное слово «давай». Под неумолимым дав­ лением этого «давай» Воронихин вывел принцип, неукоснительное соблюдение ко­ торого требовал не только от себя, но и от других — «сначала сделай дело, а уж по­ том будешь рассуждать, как и каким обра­ зом ты его сделал», «Для пользы дела, считал он, можно пойти и на некоторый обман. Нужны, по­ зарез нужны результат, победа, которые давали право на оправдание самого ■ себя и тех людей, чьи не совсем благовидные дела он хранил в своей памяти, как в несго­ раемом сейфе. И эти люди знали: Ворони­ хин может простить многое, скрыть от дру­ гих, сделать вид, что забыл, но никогда не простит и не забудет одного — недостигну­ того результата и победы». Между тем научно-технический и обще­ ственный прогресс все более решительно входил в противоречие с волевыми, во­ люнтаристскими методами руководства и ве­ дения хозяйства, требовал кардинальной перестройки, переориентировки сознания, освобождения от отживших социально-эко­ номических догм. Однако инерция была на­ брана солидная. «Район шел в гору. И в какой-то момент на этом подъеме Ворони­ хин окончательно уверовал, что путь, избранный им для подъема, — единст­ венно верный». Тем более что и сама-то действительность не торопилась его раз­ убеждать. Еще раньше, чем Козырин, Воро­ нихин «успел убедиться», что «в жизни, на­ ступившей в то время ...все больше утверж­ дается принцип: товар надо показывать лицом, красиво. И при этом обязательно уметь красиво говорить». Размышляя о причинах перерождения коммуниста Воронихина, М. Щукин не пы­ тается все объяснить привходящими, объек­ тивными, не зависящими от самого этого героя, обстоятельствами. В неменьшей сте­ пени, доказывает писатель, виноват и сам первый секретарь райкома, не сумевший вовремя самокритично взглянуть на себя и свою работу; произошла, как определяет автор, своего рода «потеря слуха». Большая власть дает большой голос, но требует и точного слуха, иначе говоря, уме­ ния постоянно оценивать себя, свои и чу­ жие поступки, складывающуюся обстанов­ ку критически. Ведь именно несоответствие «голоса» и «слуха» чаще всего и приводит к несовпадению слова и дела. Самоуспо­ коенностью, самоуверенностью, чинушест- вом оборачивается эта потеря для Воро­ нихина, приводит его к попранию деловой и партийной этики, особенно недопустимой в идеологической сфере, а в конечном сче­ те — к перерождению. Особая опасность такого перерождения в том, что сопровождается оно, если так можно выр'азиться, духовной радиацией, которая разлагающе действует на окружаю­ щих. Круги этой радиации захватывают не только Козырина или его прихлебателя, начальника местного ПМК Авдотьина, не только людей заведомо беспринципных, с внутренней червоточиной. Эскалация без­ духовности, подлости, подмены моральных и нравственных ценностей сказывается и в среде тех, кого никак к козыриным не отнесешь, но которым они, козырины, не без помощи воронихиных, то и дело свое «преимущество» наглядно демонстрируют, сея крапивное семя неверия в добро и спра­ ведливость. К разочарованию и отчаянию приходят порой даже сильные и честные люди. Раз­ ве не от этого появляется в душе Ивана Петровича Егорова трещина, расшатывает­ ся в нем прочное некогда чувство ДОМА? И не оттого ли народный контролер Шел- ковников в «Имени для сына», столкнув­ шись с откровенной круговой порукой и коррупционностью в среде власть имущих, безнадежно опускает руки? И что уж говорить о менее стойких и бо­ лее инертных, притерпевшихся, таких, на­ 149

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2