Сибирские огни, 1987, № 6

есть ли в месте разгрузки дозаправка или ее нет. На фонтане, разу­ меется, никакой дозаправки нет,— следовательно, нужно брать го­ рючее и на обратный путь, и от этого вес полезного груза еще уменьшается. Самое тяжелое — помпы — уже затаскивали в брюхо вертолета рабочие объединения. Тут же были и фонтанщики, прилетевшие ра­ нее на Ан-26 с оборудованием. Загрузкой руководил борттехник, человек внешне ничем не примечательный, как, впрочем, и другие члены экипажа (всего их было четверо, не считая командира). А вот на командира-то нельзя было не обратить внимания. Это был красавец грузин, с аккуратными усиками; форма сидела на нем как влитая, без единой морщинки — видно, шил на заказ. Такая сшитая на заказ форма может быть у любого пилота, но ее шьют, как говорится, на выход, для торжественных случаев, а не для буд­ ней. Командир-грузин в обычный рабочий день, в далеком приполяр­ ном поселке геологов, где красоваться не перед кем, вырядился, как на парад. И создавалось впечатление, что иначе он не одевается — чувствовал он себя в этой форме свободно, обжито. Я читал где- то или слышал от кого-то, что Моцарт, когда садился за рояль — сочинять, то одевался во все лучшее, словно на концерт, на котором будет присутствовать королева. Никто его не видел, а он надевал фрак, жабо с кружевами и прочее, что тогда носили, перстни с бриллиантами и т. д. Так он относился к инструменту и к музыке. Быть может, этот грузин так относится к вертолету и своей работе?.. Меня командир принял за фонтанщика, как газетчик я ему, ес­ тественно, не представлялся, но отвечал охотно и дружелюбно. Он действительно был из Грузии — не только он лично, но и весь экипаж, и вертолет, отработали на Севере почти три месяца, скоро домой. Я спросил, не трудно ли тут летать после Грузии. Он ответил: — А, ерунда. У нас — горы. Потом подумал и добавил: — Конечно, специфика есть... Я не успел спросить, в чем заключается специфика,— подошел киношник и попросил разрешения снять фонтан с высоты, на подхо­ де. Для этого ему нужно будет пройти с камерой в кабину пилотов. — Пожалуйста,— сказал командир и, извинившись, пошел к машине: погрузка заканчивалась. К этому времени подъехали на УАЗе Генерал и главный инженер объединения. Генералу доложили, что вертолет будет делать два рейса. Он распорядился, чтобы первым рейсом летели те фонтанщи­ ки, которые прибыли на Ан-26 с грузами. Сам Генерал тоже решил лететь первым рейсом. Грузовой люк задраили и запустили двигате­ ли. Начал разматываться винт. Мы пошли подальше от площадки — вихрь от лопастей Ми-6 довольно ощутимый. Мы следили за взлетом, а взлет был неприятный, не скажу, что я испугался,— не успел, видимо, все произошло очень быстро, но сердце екнуло. Вертолет раскрутил винт и, дрожа всем корпусом, со страшным ревом завис над площадкой метрах в полутора — вы­ ше, наверное, с места не мог. Чтобы подняться, ему нужно было разогнаться над землей, и он пошел в сторону поселка — против ветра. До поселка было с километр, может, чуть меньше, и между домами и площадкой — влажная торфяная каша с кочками, а по­ среди нее — небольшой бугорок; вертолет, задрав хвост, мчался на дома в полутора метрах над землей, силясь набрать высоту, — и вдруг его потянуло вниз, как раз на бугорок, он как бы оттолкнулся от него колесами — и лишь после этого натужно пошел вперед-вверх. Фонтанщики подавленно молчали. Все они, вероятно, подумали, что 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2