Сибирские огни, 1987, № 6
ухищрения не идет ради плана этот, в об- щем-то, порядочный человек! Вплоть до то го, что «наутро после получки вез втихаря в своей брезентовой сумке на лесосеку па ру бутылок, чтобы остановить готовую сор ваться бригаду». Естественно, что и в бригаде «научились принимать это как по ложенное». В упоминавшемся уже эпизоде проводов «сиятельного штампа» («Печальный детек тив») во главе пошлого спектакля с угоще нием, заздравными подхалимскими речами, подношениями находится тоже очень не плохой человек — однокашник Сошнина Володя Грачев, ныне руководитель строи тельного треста. Он все прекрасно видит, понимает, но вынужден играть одну из главных ролей, поскольку такая сложилась практика деловых отношений, которой все они повязаны как паутиной: «Этот сиятель ный штымп всех нужных людей известит, что в Вейске принимают лучше, чем, ска жем, в Чебоксарах», а, следовательно, в главке будут удовлетворены все заявки, соответственно, удастся выполнить все планы... Как видим, нравственная сторона подоб ных деловых отношений отходит на задний план, давая, с одной стороны, простор раз гулу безудержного прагматизма, а с дру гой — соответственно формируя психологию и мораль, а также поведение человека, за тянутого в сети этих цинично-обыватель ских расчетов. Точно и убедительно эволюция формиро вания и перерождения человеческого созна ния под влиянием негативных тенденций показана в романе М. Щукина «Имя для сына». И прежде всего на образах предсе дателя райпо Козырина и его окружения. Петр Сергеевич Козырни — фигура на столько же одиозная, насколько и непрос тая. Люди, подобные ему, «умели показать себя с выгодной стороны, умели так же прочно и надежно замаскировать свое ли цо, что ни с первого, ни со второго раза не разглядишь. И при всем том вооружены самым страшным оружием... оружие это — цинизм и точный холодный расчет». Ци низм этот, вкупе с жестким прагматизмом и ощущением вседозволенности, и рождает в душе Козырина сладостное чувство сво его «избранничества», уверенности в том, что он один из тех настоящих «хозяев жизни», которым дано право жаловать и миловать, презирать и смеяться над всеми, кто находится от них в зависимости. Он и презирал, и «смеялся над многими. Смеялся, когда к нему на дом привозили парикмахера, смеялся, достраивая свой особняк, смеялся, когда решал — дать или не дать иному человеку записку, с которой можно было войти в магазин со двора...» Чувство «хозяина жизни» подкреплялось у Петра Сергеевича соответствующей фило софией: «Жизнь — это конус, вот так, и наверху оказываются только самые крепкие и способные». Разумеется, способные лок тями растолкать других и взобраться на вершину «конуса». Однако не сразу сложилась у Козырина эта философия, не вдруг он стал таким. Более того, если заглянуть в его молодость, то с удивлением можно обнаружить, как не похож этот холеный, высокомерный, холод но-расчетливый и самоуверенный чинов ник на того робкого, застенчивого юношу, каким он был в начале своего жизненного пути. Рос Козырни трудно, без отца, с больной матерью. Сызмальства приучен был ценить труд и именно им, честным добросовестным трудом, и завоевывал он поначалу свое место под солнцем: учась в институте, «разгружал по ночам вагоны, чтобы сши бить двадцатку до стипендии», «сам чинил и отглаживал старенький костюм, единст венный на все случаи». «Ему неоткуда было ждать помощи и не на кого было надеять ся, кроме как на себя. Обеспеченную жизнь, о которой он мечтал (вполне, кста ти, законное и естественное желание чело века, выросшего в нужде. — А . Г . ) , Козы рни тоже хотел выстроить сам». Что ж, при его цепком уме, несомненных способностях делового, предприимчивого человека, его упорстве и трудолюбии вряд ли можно было сомневаться, что его наме рения выполнимы. Но вот на какое малозаметное, зато весь ма существенное обстоятельство обращает внимание М. Щукин. «Сам-то сам, но ведь он жил среди людей и зависел от них»,— резонно подчеркивает автор. И в том, мо жет быть, и трагедия Козырина, что не до велось ему в начале жизненного пути по пасть на выучку к настоящим людям, а те, кто стал пестовать и направлять его судь бу, на поверку сами оказались «с душком», А первым наставником молодого специ алиста Петра Козырина, только-только при ехавшего по распределению в Крутоярово, стал тогдашний председатель райпо Киже- ватов. Он многое преподал своему пока еще скромному до застенчивости, неискушенно му в «деловых играх» коллеге: и как, ска жем, вести себя с грузчиками, которые не спешат браться за срочную работу, и как добиться нужных материалов для строи тельства, и в какой момент «подкатиться» к начальству насчет получения квартиры, внеочередного приобретения личного авто мобиля, и даже... как лучше, выгоднее же ниться... По мере усвоения всех этих премудростей приходит к Козырину и удача в делах, и расположение начальства, и личное благо получие, и собственная уверенность. Да и внешне разительно меняется Петр Сергее вич. Вместо краснеющего и смущающегося молодого человека — «спокойное, непрони цаемое лицо, на котором никогда не вздра гивал ни один мускул». Впрочем, тот же Кижеватов, наставляя своего подопечного, прозорливо предвидел, к чему может прийти его ученик: «Еще го да два, обкатаешься, как кругленькая галь ка, все ходы-выходы узнаешь, на мое мес то сядешь. И привыкнешь. Про себя поду маешь, что дрянь, а смолчишь, у гальки ж углов нет», «Воспитывал» Козырина не один Кижева тов. Еще более предметные уроки получал Петр Сергеевич от... от первого секретаря райкома партии Воронихина. Став после института завбазой, Козырни, еще не рас терявший присущей ему честности и чувст ва справедливости, не научившийся пока делить людей на «избранных», с их невесть откуда взявшимся правом везде «снимать 147
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2