Сибирские огни, 1987, № 6

к родной земле. Тем более что лично для него это не просто место жительства — этой земле от «отдал жизнь» (здесь он родился, отсюда уходил на фронт, возвращался, под­ нимал пришедшее в упадок хозяйство). На­ верное, и поэтому «встревал и лез на ро­ жон, и сердце надрывал и снова и снова с тем же: не везде трын-трава. И выходил из отчаяния, и других наставлял, кто готов был из него не выбраться, соорудив из от­ чаяния стену, за которой... гори оно все си­ ним пламенем...» Потому именно и Агарин так искренне и непримиримо ненавидит Козырина, что тот один из тех, кто в угоду корысти и благополучию подтачивает и расшатывает потом и кровью многих поколений создан­ ный ДОМ. Но вот ведь какая штука: и Козырин, и все те, о ком со справедливым гневом пи­ шут Астафьев с Распутиным, выросли и обитают в этом же самом доме, что и герои более высокого нравственного толка. Согласимся с В Астафьевым, что очень многое идет от прочности семейных свя­ зей. Согласимся и в необходимости учиты­ вать возможность глубоко затаившегося в тайниках человеческой души до поры до времени изначального вируса зла, который при благоприятном стечении обстоятельств может, подобно джинну из бутылки, вы­ рваться на волю. Однако нельзя недооцени­ вать связи и отношения другого рода — общественно-экономические, в сфере кото­ рых протекает значительная часть челове­ ческой жизни. Надо сказать, что В. Астафьев это тоже хорошо понимает, иначе не возникла бы, наверное, в его романе великолепная сце­ н а— образчик таких отношений — проводов некоего «сиятельного штымпа», где, как в капле, отразилась пресловутая система «де­ ловых» отношений «ты — мне, я — тебе». Другое дело, что В. Астафьев говорит об этом мимоходом, не заостряя внимания, по­ скольку взятый им жизненный материал и герой приводят писателя к несколько иным наблюдениям и обобщениям, заставляют сконцентрироваться на других сферах наше­ го сегодняшнего бытия. А вот М. Щукин и В. Распутин социаль­ но-экономическим отношениям уделили бо­ лее пристальное внимание. Но не просто за­ фиксировали их, а дали им нравственную оценку. Размышляя, с чего все-таки «произошел сворот на нынешнее раздольное житье- бытье», В. Распутин в «Пожаре» приходит к выводу — прежде всего с изменившегося взгляда на работу, дело свое, которое у многих рабочих сосновского леспромхоза постепенно перестает быть чем-то нерастор­ жимо-кровным, а все больше становится лишь средством к существованию, нудной обязанностью, едва ли для некоторых не повинностью. Отсюда и соответственное к работе отношение. Однако не на пустом же месте все это родилось. В Распутин полагает (и не без оснований, что подтверждает обширный публицистический материал последнего времени в нашей прессе, свидетельствующий о многочисленных сбоях, срывах, крупных и мелких нарушениях в хозяйственном ме­ ханизме страны), что зачастую безразлич­ ное и безответственное отношение к работе 146 провоцируется и самой работой, точнее, та­ ким ее характером, который задается соот­ ветственным стилем руководства. «Конечно, новая работа сказалась: валить лес, только валить и валить, не заботясь, останется, вырастет тут что-нибудь после них или нет. Это теперь заставляют на вы­ рубках делать посадки, да и то... За невы­ полненный план по посадкам пожурят, за план по вырубке — семь шкур сдерут». Его величество План мало-помалу стал идолом, фетишем, который при таком на­ правлении деловой и общественной жизни вытесняет все и вся, позволяя списывать на него все грехи и прегрешения. План любой ценой — один из тех рычагов, с помощью которых в немалой степени переориентиру­ ется психология и общественное сознание людей, чьи усилия денно и нощно направле­ ны в сторону безоглядно-слепого его вы­ полнения. Вот и получается: труд создал человека, но он еше и воспитывает его согласно сво­ ему содержанию и характеру. Со всей поистине жуткой красноречи­ востью мы убеждаемся в этом, читая один из эпизодов романа М. Щукина «Имя для сына». Суть его такова. Однажды в разгар уборочной первому секретарю райкома ком­ сомола позвонили из дальнего колхоза и попросили срочно приехать — такое у них творится... За бумажной каруселью отчетов и сводок приехать удалось лишь через не­ сколько дней, Райкомовский «газик» встре­ тил сердитый парень, и они поехали на поля. «...И над ближним березовым колком сра­ зу увидели клубы тяжелого, черного ды­ ма. Подъехали ближе... Горели валки пше­ ницы, и даже в кабине «газика» чувствовал­ ся запах печеного хлеба. От валка к валку ходил высокий, лохматый мужик с ленивы­ ми заспанными глазами, таскал за собою на длинной проволоке консервную банку, на­ битую промасленной ветошью. Ветошь го­ рела и следом за банкой тянулся огненный след. Показывая на горящие валки, на работа­ ющие в отдалении трактора, которые уже запахивали черное после пожара поле, на лениво идущего мужика с консервной бан­ кой на длинной проволоке, парень... расска­ зывал о том, что здесь произошло. Урожай в том году созрел отменный, но убирать его, мешали дожди... А сводку необходимо бы­ ло доставить на днях. И решили оставши­ еся валки сжечь да сразу запахать, тогда и появился здесь высокий, лохматый му­ жик...» Стремление к плану любой ценой, к бла­ гополучной отчетности, выливающейся в оч­ ковтирательство, может привести к пере­ рождению не только людей духовно ущерб­ ных, предрасположенных к неблаговидным поступкам и метаморфозам. Сдают иной раз позиции и такие, например, как один из персонажей «Пожара», начальник централь­ ного участка сосновского леспромхоза Бо­ рис Тимофеевич Водников — «мужик свой, внутри себя твердо разбирающийся, кто есть кто и что есть почем». «Почто ты все одно по одному?— укоряет он Егорова, расстраивающегося по поводу того, что все больше обесценивается нрав­ ственное содержание работы.— Без плана, видишь, не живем.,.» И на какие только

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2