Сибирские огни, 1987, № 6
А рождается оно — это зло,— не без ос нований полагает В. Астафьев, «чаще всего покорностью нашей, безответственностью, безалаберностью, желанием избранных, точ нее самих себя зачисливших в избранные, жить лучше, сытей ближних своих, выде литься среди них, выщелкнуться, но чаще всего — жить, будто вниз по речке плыть». Одинаково приложимо сказанное, навер ное, и к первичным семейно-бытовым отно шениям, далеко не всегда принимающим нужное направление, и ко всему социаль ному климату в целом. Тут, пожалуй, труд но отделить одно от другого или что-то поставить во главу угла, хотя сам В. Ас тафьев убежден, что «танцевать» необхо димо именно от семьи, ее надежности, прочности, духовного здоровья, ибо она — главный строительный материал государст ва, и от того, насколько качественным этот материал окажется, зависит и прочность об щественного здания. Не случайно одной из подпорок жизни человека В. Распутин на зывает «дом с семьей». В самом деле, разве не из таких ли вот семей, где царит эгоизм, неприкрытый ци низм, корысть, бездушие, жестокость и без нравственность во взаимоотношениях ее членов, прежде всего мужа и жены, мате ри и отца, выходят «добрые молодцы», для которых убийство становится сущим пустя ком... И В. Астафьев пишет о подобных семьях, отбрасывая словесную мишуру, публицистически обнаженно, зло, с едким сарказмом, но и душевной, в то же время, болью, заставляя тем не менее, как подлин ный художник, умеющий концентрированно- точно направить в цель силу своего слова, содрогнуться от одного лишь их созерца ния. «Папа с мамой поругались, подрались, мама убежала от папы, папа ушел из дому и загулял. И гуляй бы он, захлебнись ви ном, проклятый, да забыли родители дома ребенка, которому не было и трех лет. Ког да через неделю взломали дверь, то заста ли ребенка, приевшего даже грязь из щелей пола, научившегося ловить тараканов,— он питался ими. В доме ребенка мальчика вы ходили — победили дистрофию, рахит, ум ственную отсталость, но до сих пор не могут отучить ребенка от хватательных движений — он все еще кого-то ловит...» И сколько их — «малых людей, осиротев ших в несчастье, брошенных и пропитых мамами и папами»! А сколько полуосиро- тевших, с одной матерью или, наоборот, одним огцом! Бесстрастная статистика сви детельствует, что почти половину всех на ших семей тронула трещина разлада. Это уже не отдельные «порченные кирпичики» в общественной кладке, не издержки, так сказать. Это уже беда — большая, наци ональная. У главного героя тоже не ладится с семьей. Однако, пытаясь разобраться в жизни и себе самом на новом ее рубеже, Леонид Сошнин прежде всего старается ос мыслить свои семейные отношения, пони мая, что без этого ему дальше не двинуться ни как человеку, ни как начавшему свой творческий путь писателю. Вот почему прежде всего направил Леонид свои силы в новой для себя жизни на ликвидацию се мейной трещины. Причем случилось это уже на каком-то новом витке осознания той поистине государственной значимости, ка кую имеет прочная, монолитная семья. «Муж с женою. Женщина с мужчиной, совершенно не знавшие друг друга, не подо зревавшие даже о существовании живых пылинок, вращавшихся вместе с землей во круг своей оси в непостижимо-громадном пространстве мироздания, соединились,, чтоб стать родней, пережив родителей, са мим испытать родительскую долю, продол жая себя и их. Не самец и самка, по веле нию природы совокупляющиеся, чтобы продлиться, в природе, а человек с челове ком, соединенные для того, чтобы помочь друг другу и обществу, в котором они жи вут, усовершенствоваться, из сердца в серд це перелить кровь свою и вместе с кровью все, что в них есть хорошее. Ведь от роди телей они были переданы друг дружке всяк со своей жизнью, привычками и харак терами — и вот из разнородного сырья нужно создать строительный материал, сле пить ячейку во многовековом здании под названием Семья... Экая великая загадка! На постижение ее убуханы тысячелетия, но так же, как и смерть, загадка семьи не по нята, не разрешена. Династии, общества, империи обращались в прах, если в них на чинала рушиться семья». А с другой стороны, не этой ли кре постью семейной держались в самые кру тые и тяжкие времена? Не ей ли благодаря рождались и рождаются люди нравственно здоровые, цельные? Семья в произведениях В. Распутина, М. Щукина, В. Астафьева непосредственно ассоциируется с домом. Вспомним — пер вой подпоркой жизни автор «Пожара» на зывает не семью отдельно и не дом, а «дом с семьей». И это обостренное чувство дома, глубоко традиционное, кстати, для русской литературы вообще, очень характерно для героев рассматриваемых произведений. Соб ственно, и цельность их, и душевное равно весие от него, чувства дома, во многом и зависят. Не случайно В. Распутин подчер кивает в своей повести: «Чтобы человеку чувствовать себя в жиз ни снооно, нужно быть дома. Вот: дома. Поперед всего дома, а не на постое (сразу же вспоминается описание временности и не уютности Сосновки. — А . Г . ) , в с е б е , в своем собственном внутреннем хозяйстве, где все имеет определенное, издавна заве денное место и службу. Затем дома — в из бе,. на квартире, откуда, с одной стороны уходишь на работу, и с другой — в себя. И дома — на родной земле». Чувство дома здесь, как видим, отнюдь не локально. В конечном счете — это чув ство Родины, малой и большой, чувство под линного патриотизма, не позволяющее рав нодушно созерцать, как тает трещины, де формируется наше обиталище. С потерей чувства Родины, отчего края человек ста новится космополитом без кровных связей и сердечных привязанностей. Но космополи тизм всегда был глубоко чужд русскому человеку. Развитое чувство дома во все времена помогало ему выстоять против лю бых невзгод, победить любого врага. Оно было для него гарантией надежности су ществования. Наверное, еще и поэтому распутинский Иван Петрович Егоров так. болезненно вос принимает всякое безразличие, равнодушие 145 Б СиСцрскдв іи-ші № В
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2