Сибирские огни, 1987, № 6
монстрировать, как надо «резать правду- матку» любыми доступными способами. Уж кто-кто, а В. Астафьев прежде всего и от личался всегда стремлением и умением го ворить неприкрытую, обнаженную, нелице приятную, обостренную правду. И вот любопытная деталь. Леонид Сош- нин, казалось бы, обыденную правду о лю дях, среди которых он вращается, знает из первых рук, а тем не менее он не уве рен, знает ли их. С одной стороны — по тому, что «долгое время» народ этот для него «делился на преступный мир и непре ступный мир», который, проще, привычнее, однолинейнее. Но с другой стороны — все значительно сложнее потому еще, что зна ние (в том числе и правды) — не есть по нимание. И не случайно главный герой «Печального детектива», имея достаточно точное и объективное представление об ок ружающем мире, мучительно старается по нять в то же время, «каков он в пестроте своей, в скопище и постоянном движении? Куда? Зачем? Какие у него намерения? Ка ков норов?» А задача эта, надо заметить, очень и очень непростая, ибо в нашем нынешнем, достаточно сытом, благополучном, но дале ко не безоблачном мире многое сдвинулось, сместилось, переплелось, а то и подмени лось одно другим. И прав В. Астафьев, ут верждая, что «беззаконие и закон для неко торых мудрецов размыли дамбу, воссоеди нились и хлынули единой волной на оше ломленных людей». Под напором этого по тока не так-то легко разобраться человеку, где правда, где кривда, где добро и спра ведливость, а где только их видимость. Но сложнее всего оказалось понять — почему «воссоединились», отчего возникла столь странная, даже дикая возможность сосу ществования всего этого, по природе своей, вроде бы, и несовместимого? Отчего, например, «русские люди извечно жалостливы к арестантам и зачастую рав нодушны к себе, к соседу — инвалиду вой ны и труда? Готовы последний кусок от дать осужденному, костолому и кровопус кателю, отобрать у милиции злостного, только что бушевавшего хулигана, коему заломили руки, и ненавидеть соквартиран та только за то, что он забывает выклю чить свет в туалете, дойти в битве за свет до такой степени неприязни, что могут не подать воды больному»... «Парадоксальная» жалостливость русско го человека, его двойственность на грани раздвоенности и двуличия, когда от сенти ментального благодушества до зловещего безразличия и равнодушия один шаг, на глядно продемонстрирована в том же случае с Венькой Фоминых, когда на суде, в гла зах тех же самых женщин, которые от не го так натерпелись, он выглядит уже чуть ли не героем. Его совершенно искренне жа леют, сочувствуют, считают несправедливо осужденным. У самого Сошиина, кстати, к этому прес тупнику отношение иное, хотя тоже неод нозначное. «Нет, ему не жалко было Вень ку Фомина, но и торжества он тоже ника кого не испытывал, тем паче злого». И не потому только, что «работа в милиции вы травила из него жалость к преступникам». Дело еще и в том, что Леонид Сошнйн от носится к категории не добреньких, а по- 144 настоящему добрых людей, а это уже само по себе немаловажно. Ведь «легко возбу димое, слепо вспыхивающее, разномыслен ное, необъяснимое зло» чаще всего как раз и соседствует с аморфной жалостливостью именно у добреньких — не умеющих, а точ нее не желающих различать зло в различ ных его проявлениях. С другой стороны, такое вот добренькое всепрощенчество, аб страктное сострадательство, далекое от подлинного участия и сострадания, по убеждению В. Афанасьева, приводит к то му, что «вольно, куражливо, удобно живет ся преступнику средь такого добросердеч ного народа». Да только ли преступнику? Не менее вольно чувствуют себя распутинские «арха ровцы» (так в Сосновке прозвали компа нию «бичей») во главе с их главарем Саш кой Девятовым. Или разного рода шабаш ники, сезонники, наехавшие «кто за лишним рублем, кто за лишним днем...». И «при развезении, когда ни шатко, ни валко», поднимается и активизируется «разномыс ленное зло», которое до поры таится и ко пится в человеке, становясь мрачной непра вой силой, способной при благоприятном стечении обстоятельств (какие, например, и образуются в распутинском «Пожаре») подмять под себя и правду, и добро, и со весть. О природе добра и зла, их взаимодейст вии в современном мире авторы рассматри ваемых произведений размышляют немало, что вполне естественно, ибо, не уяснив сути причин и истоков этих краеугольных проти воборствующих начал человеческой жизни, вряд ли возможно до конца понять, «что с нами происходит», а тем более едва ли можно получить хотя бы приблизительный ответ на вопрос: «Как на свете жить?» Не понять, во всяком случае, откуда в нашем, построенном на принципах гуманизма об ществе, где все для блага и во имя челове ка, берется «безумие, дикость», И на сей счет у В. Астафьева, например, есть свое определенное мнение. Нет, он не пытается изобретать какие-то новые, не обычные теории; автор «Печального детек тива» просто призывает не забывать, не от махиваться от возможности изначального существования в том или ином индивиду уме вируса зла — вируса отнюдь не «ин фекционного», не привнесенного, оттого бо лее заметного, легче поддающегося диаг ностике и лечению, а вируса врожденного, генетического, и потому гораздо более опасного, поскольку способен он долгое время не проявляться, однако, вырвавшись при благоприятных условиях на волю, чре ват он рождением большой беды. И к этому, призывает В. Астафьев, надо быть готовым, а не стыдливо доказывать, что ничего подобного у нас нет и быть не может, наивно полагая, что, сокрыв тайну, избежав огласки, можно обмануть и самое болезнь. Необходимо, настойчиво утверж дает писатель, во всеоружии знания о при роде зла вести с ним беспощадную борьбу. Говоря о том, что в душе человеческой нет-нет да и заведется «самый жуткий, сам себя пожирающий зверь», автор «Печаль ного детектива» старается нащупать ту почву, на которой буйно расцветает «раз ноликое, разномысленное зло», те факторы, которые помогают появиться ему на свет.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2