Сибирские огни, 1987, № 6
«Имя для сына»1 свидетельствуют уже о новом уровне сегодняшней прозы, когда художники слова стремятся не только к вы сказыванию и показу беспощадной правды, не только к постановке острых социальных и нравственных проблем, не только к пре дельной обнаженности чувств, но, пожалуй, в еще большей степени — к максимальной глубине проникновения в суть и причины болезненных образований на теле общества, а также к пониманию и трезвой оценке той опасности, какую они в себе таят, Прочитав одно за другим названные вы ше произведения, мы без труда обнаружим их внутреннюю связь. Они близки по сво ему социальному пафосу и нравственным мотивам. Близки и по такому признаку, как место действия. Герои «Печального детектива» живут в некоем провинциальном городке «Вейске», персонажи М. Щукина — в райцентре Кру тоярово, действующие лица повести «По жар» — в таежном сибирском леспромхозе Сосновка. Иначе говоря — и это, на мой взгляд, очень важно — во глубине корен ной России, которая была и остается исто ком и источником всего нашего государст ва, основой его крепости и надежности. Именно через преломление глубинной российской жизни авторы этих произведений пытаются увидеть и понять то, что проис ходит сейчас в нашей жизни. И это не просто художественный прием или ракурс. Это прежде всего — позиция. С достаточ ной определенностью высказал ее в своем романе М. Щукин: «...Не с краю, не на обочине стояло Кру тоярово, а на самой что ни на есть середи не, на самом перекрестке (кстати, первона чально роман М. Щукина так и назывался — «Перекресток».— А . Г . ) , где все ветры дуют в лицо. ...И не требуется далеко от бегать в сторону, чтобы оттуда разгляды вать и понимать, что есть ложь, а что есть правда, что достойно настоящего человека, если ты им себя считаешь, а что нет. Здесь надо было решать вечные вопросы, не огля дываясь по сторонам и не задирая голову вверх, а прямо и честно надо было смот реть на свою родную землю. И видеть ее такой, какая она есть, не прикрашенную, но и не охаянную». Такой и рисует ее в своем полотне М. Щукин — непросто, болезненно осво бождающуюся от отжившего, уходящего и трудно идущего навстречу новому, насто ящему. Конфликт уходящего и настоящего лежит в основе всех трех произведений. Он дви жет поступками персонажей щукинского ро мана, в частности, молодого журналиста Андрея Агарина, разоблачающего матерого дельца, председателя райпо Козырина и его пособников. Тот же конфликт диктует пове дение героев В. Распутина. На пороге не ясной ему пока новой жизни стоит главное действующее лицо «Печального детекти ва», бывший оперуполномоченный Леонид Сошнин, который в свои сорок два по инва 1 Впервые данные произведения опубликованы соответственно: «Наш современник», 1985, № 7; «Октябрь», 1986, № 1; «Наш современник», 1986, № 1 - 2 . 142 лидности вынужден оставить службу в ми лиции. И перед каждым из них остро встают традиционные, в общем-то, но непреходяще- злободневные для русской литературы воп росы: «чем живем» и «как на свете жить?» Продиктованы они не только наличием своего рода «пограничной ситуации», в ко торой оказываются герои этих произведе ний, силою обстоятельств вынужденные прокладывать себе новый курс в житейском море. Задаются они всей нашей действи тельностью. Всем нам. Ибо и то хорошее, и то плохое, и даже то странное, не подда ющееся пока точному определению и клас сификации, что сумели разглядеть в сегод няшней жизни авторы «Пожара», «Печаль ного детектива», «Имени для сына», харак терно для значительной части нашей соци альной и духовной жизни и все больше приобретает характер общенациональных проблем. «Четыре подпорки у человека в жизни,— размышляет главный герой повести «По жар», шофер леспромхоза Иван Петрович Егоров,— дом с семьей, работа, люди, с кем вместе правишь праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом. И все четыре одна важнее другой. Захромает ка кая — весь свет в наклон». Вот эта-то «охромевшая» жизнь и стано вится предметом художественного осмыс ления распутинской (да и не только, как успеем убедиться) повести. Уже первые ее страницы как бы зовут- приглашают читателя: мол, вглядитесь вни мательнее, задержите свой неравнодушный взгляд ну хотя бы на этом вот рядовом, но вполне ныне типичном, поселке Сосновка с его сборным и сбродным населением, какие сегодня сотнями нарождаются по всему громадному пространству провинциальной России. «Неуютный и неопрятный, и не городско го и не деревенского, а барачного типа был этот поселок, словно кочевали с места на место, остановились переждать непогоду и отдохнуть, да и так и застряли. Но застря ли в ожидании—когда же последует команда двигаться дальше, и потому — не пуская глубоко корни, не охорашиваясь и не обустраиваясь с прицелом на детей и внуков, а лишь бы лето перелетовать, а по том зиму перезимовать. Дети между тем рождались, вырастали и сами к этой поре заводили детей, рядом с живым становищем разрослось и другое, в которое откочевали навеки, а это — все как остановка, все как временное пристанище, откуда не сегодня- завтра сниматься... И голо, вызывающе от крыто, слепо и стыло стоял поселок...» А «хромать» жизнь в поселке начала едва ли не с самого его возникновения — с того времени, когда перенесли из зоны затопле ния гидроэлектростанции в одно место и соединили несколько деревень. Сразу же вспоминается распутинское «Прощание с Матёрой». И действительно, «Пожар» как бы продолжает эту повесть. В отличие от нее, правда, на сей раз сам факт затопле ния и переселения писатель не драматизи рует. Старая добрая деревня, в общем-то, дело свое сделала, во многом себя изжила, и люди из нее переселялись с надеждой,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2