Сибирские огни, 1987, № 6
КРИТИКА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ. Алексей ГОРШЕНИН УХОДЯЩЕЕ И НАСТАЮЩЕЕ С ередину 80-х XXVII съезд партии охарактеризовал как время крутого перелома в жизни нашей страны. К такому перелому почти после двух десяти летий инертного, застойного бытия, поро дившего немало различного рода перекосов и аномалий, мы в конце концов должны были прийти и «широко, по-ленински ос мыслить переживаемое время»1. Осмыслить для того, чтобы «как можно быстрее пре одолеть негативные явления в социально- экономическом развитии общества, придать ему максимальный динамизм и ускорение, в максимальной степени извлечь уроки из прошлого...»2 И, конечно же, литература, как один из самых проникающе-острых и точных инструментов познания человече ской и общественной природы, не может ос таваться в стороне от этого глубокого и всестороннего процесса. Впрочем, литература советская, следуя традициям великой русской классической литературы, и всегда-то первейшей обязан ностью своей считала со всей полнотой правды говорить о том, что угрожает ду ховному здоровью человека и общества, мешает движению по пути прогресса и спра ведливости. Другое дело, что наблюдавшиеся в по следнее время едва ли не во всех сферах общественного бытия благодушие, самоус покоенность, перетекающие в безразличие и равнодушие к делам и судьбам страны, во многом отразились и на состоянии совре менной литературы, породив обильный по ток уныло-серой, безликой, беззубой, амор фной словесной продукции. Но даже и в это трудно-нерадостное для искусства и литературы время голос прав-* * 1 М. С. Горбачев. Политический доклад Цент рального Комитета КПСС XXVII съезду. М. По литиздат. 1986, с. 3. * Там же, с. 4. ды, голос совести в них не заглох, не поте рялся в мягко-убаюкивающем, ровном бла голепном гуле. И впервые о пагубных переменах в нрав ственном климате советского общества ли тература наша заговорила не сегодня. Вспомним, еще В. Шукшин в начале 70-х страстно отстаивал мысль о том, что «нрав ственность есть правда». Именно у него (в документальном рассказе «Кляуза») впервые так четко формулируется остро стоящий и поныне горько-тревожный воп рос: «Что с нами происходит?» И не однажды еще в той или иной форме зазвучит он со страниц романов Ф. Абра мова «Дом», Н. Думбадзе «Закон вечности» и «Белые флаги», В. Липатова «Игорь Сав вович», «И это все о нем», Д. Гранина «Картина», Ч. Айтматова «Буранный полу станок», В. Астафьева «Царь-рыба», А. Яку бова «Совесть», со страниц «городских по вестей» Ю. Трифонова, повестей В. Распу тина «Прощание с Матёрой», В. Тендрякова «Расплата», В. Крупина «Живая вода» и многих других произведений, чьи авторы отважились пуститься встречь засасываю щему в бездуховные пучины течению. Можно, разумеется, посетовать, что та ких произведений оказалось меньше, чем хотелось бы, и, возможно, не хватило им необходимой силы и, как нынче любят вы ражаться, соответствующего «уровня прав ды», тем не менее уже само их появление говорит о том, что как бы там ни было, ли тература не стояла на месте; во всяком слу чае, она сумела разглядеть опасное накоп ление «отрицательных зарядов» в общест венной атмосфере, предвосхитить многое из того, что, время спустя, со всей откровен ностью и принципиальностью будет сказано с высокой трибуны партийного форума. А появившиеся накануне съезда повесть В. Распутина «Пожар», романы В. Астафь ева «Печальный детектив» и М. Щукина 141
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2