Сибирские огни, 1987, № 6

КРИТИКА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ. Алексей ГОРШЕНИН УХОДЯЩЕЕ И НАСТАЮЩЕЕ С ередину 80-х XXVII съезд партии охарактеризовал как время крутого перелома в жизни нашей страны. К такому перелому почти после двух десяти­ летий инертного, застойного бытия, поро­ дившего немало различного рода перекосов и аномалий, мы в конце концов должны были прийти и «широко, по-ленински ос­ мыслить переживаемое время»1. Осмыслить для того, чтобы «как можно быстрее пре­ одолеть негативные явления в социально- экономическом развитии общества, придать ему максимальный динамизм и ускорение, в максимальной степени извлечь уроки из прошлого...»2 И, конечно же, литература, как один из самых проникающе-острых и точных инструментов познания человече­ ской и общественной природы, не может ос­ таваться в стороне от этого глубокого и всестороннего процесса. Впрочем, литература советская, следуя традициям великой русской классической литературы, и всегда-то первейшей обязан­ ностью своей считала со всей полнотой правды говорить о том, что угрожает ду­ ховному здоровью человека и общества, мешает движению по пути прогресса и спра­ ведливости. Другое дело, что наблюдавшиеся в по­ следнее время едва ли не во всех сферах общественного бытия благодушие, самоус­ покоенность, перетекающие в безразличие и равнодушие к делам и судьбам страны, во многом отразились и на состоянии совре­ менной литературы, породив обильный по­ ток уныло-серой, безликой, беззубой, амор­ фной словесной продукции. Но даже и в это трудно-нерадостное для искусства и литературы время голос прав-* * 1 М. С. Горбачев. Политический доклад Цент­ рального Комитета КПСС XXVII съезду. М. По­ литиздат. 1986, с. 3. * Там же, с. 4. ды, голос совести в них не заглох, не поте­ рялся в мягко-убаюкивающем, ровном бла­ голепном гуле. И впервые о пагубных переменах в нрав­ ственном климате советского общества ли­ тература наша заговорила не сегодня. Вспомним, еще В. Шукшин в начале 70-х страстно отстаивал мысль о том, что «нрав­ ственность есть правда». Именно у него (в документальном рассказе «Кляуза») впервые так четко формулируется остро стоящий и поныне горько-тревожный воп­ рос: «Что с нами происходит?» И не однажды еще в той или иной форме зазвучит он со страниц романов Ф. Абра­ мова «Дом», Н. Думбадзе «Закон вечности» и «Белые флаги», В. Липатова «Игорь Сав­ вович», «И это все о нем», Д. Гранина «Картина», Ч. Айтматова «Буранный полу­ станок», В. Астафьева «Царь-рыба», А. Яку­ бова «Совесть», со страниц «городских по­ вестей» Ю. Трифонова, повестей В. Распу­ тина «Прощание с Матёрой», В. Тендрякова «Расплата», В. Крупина «Живая вода» и многих других произведений, чьи авторы отважились пуститься встречь засасываю­ щему в бездуховные пучины течению. Можно, разумеется, посетовать, что та­ ких произведений оказалось меньше, чем хотелось бы, и, возможно, не хватило им необходимой силы и, как нынче любят вы­ ражаться, соответствующего «уровня прав­ ды», тем не менее уже само их появление говорит о том, что как бы там ни было, ли­ тература не стояла на месте; во всяком слу­ чае, она сумела разглядеть опасное накоп­ ление «отрицательных зарядов» в общест­ венной атмосфере, предвосхитить многое из того, что, время спустя, со всей откровен­ ностью и принципиальностью будет сказано с высокой трибуны партийного форума. А появившиеся накануне съезда повесть В. Распутина «Пожар», романы В. Астафь­ ева «Печальный детектив» и М. Щукина 141

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2