Сибирские огни, 1987, № 6
Превращение угля в жидкое топливо — технически давно опробованный путь. Не секрет, что в годы Великой Отечественной войны, в Германии, отрезанной от источ ников жидкого моторного топлива, таким образом получали несколько миллионов тонн топлива в год. Если заводы синте тического жидкого топлива и были забро шены после войны, то не потому, что этот способ давал плохие результаты. Просто дешевая ближневосточная нефть отодви нула в перспективу синтетическое топливо. Однако экономический расчет показывает, что комплексная термическая переработка канско - ачинского угля может сделать синтетическое жидкое топливо соизмери- імым по себестоимости с жидким топливом 'ИЗ нефти. Необходимо также сказать и о принци пиально новом пути в энергетике и исполь зовании данных углей. Исследования Крас- !ноярского государственного университета и некоторых отделов Института неоргани ческой химии СО АН СССР, а также дру гих научных учреждений позволили сде- Ілать вывод о применимости канско-ачин- ских углей для получения электроэнергии не только путем сжигания в паросиловых установках, но и при помощи комплекс ной энергохимической технологии. В ре зультате этого способа использования угля газы, получаемые от его глубокой пере работки, направляются в магнитно-газоди намические генераторы, непосредственно рождающие электрический ток. Сказанное выше — это далекое будущее канско-ачинского угля. Но естественно возникает вопрос — а почему бы его, коль он уж так недорого получается, не выво зить, подобно кузнецкому углю, в европей скую часть страны? Ведь добываются они практически рядом — разница в расстоя нии в сотню-другую километров несущест венна. Газ и жидкие смолы, получаемые при термической переработке, могли бы стать сырьевой основой для развития углехими ческого производства в крае. Таким обра зом, канско-ачинские угли — это не только топливо, но и сырье, соединенные в одном месте, которых может хватить при самых крупных масштабах производства на сотни ілет, КАТЭК в будущем имеет все основа ния стать одним из крупнейших террито- !риально-промышленных комплексов страны. Как же собирались реализовать эти пре красные планы две пятилетки тому назад Iведомства, от которых все это зависело — 'Министерство угольной промышленности и [Министерство энергетики и электрификации СССР? Иными словами, что сейчас есть «в натуре» из того, что было намечено в 1979 году постановлениями партии и правитель ства? С 1974 года на Березовском месторожде нии, уголь которого должен пойти в топки Березовской ГРЭС-1, работает опытно-про мышленный разрез (ОПР). Этот разрез, спроектированный на 200 тыс. т в год, дол жен был дать первоначальный уголь для опытного сжигания в топках ныне дейст вующих ТЭС, чтобы найти наиболее опти мальные решения конструкции типа топок, котлоагрегатов и вспомогательного обору дования будущей серии сверхмощных ГРЭС. Но, как часто это бывает, первона чальная мощность быстро была превышена. Потребность в угле, особенно после выра ботки Назаровского разреза, в крае резко повысилась, и сейчас ОПР добывает бо лее миллиона тонн угля в год. Небольшая станция Дубинино, около ко торой был построен ОПР, за двенадцать лет превратилась в «угольную столицу» КАТЭКа, хотя, как в дальнейшем будет по казано, рост этот происходил как бы «не законно». Все же остальное, начиная с жилья и объектов соцкультбыта для строи телей и заканчивая самой Березовской ГРЭС-1, ради которой началось наступле ние огромного числа людей и техники на красноярскую лесостепь, стало жертвой долгостроя и ведомственной волокиты. Вообще, долгострой — явление, конеч но, не только красноярских масштабов, здесь процветает, как нигде в ином месте. По мнению некоторых экономистов, знако мых с положением дел в Красноярском крае, для того, чтобы успешно продолжать работу над всеми начатыми объектами, здесь нужно вдвое больше строительных рабочих, чем их имеется в крае. Несбалан сированность материальных и людских ре сурсов с планами приводит к тому, что омертвляются сотни миллионов рублей, уже вложенных в начатое строительство. Огромные объекты, на которых копаются хилые строительные бригады, раздроблен ность сил просто бросаются в глаза каждо му непредвзятому человеку, Предприятия, начатые строительством в девятой и даже восьмой пятилетке — до двадцати лет тому назаді — и еще не законченные до сих пор, в крае не ред кость. В такую «долгостройную» мясоруб ку попали и основные объекты КАТЭКа. Так что сейчас, пожалуй, Минэнерго лиди рует в затягивании пуска КАТЭКа. Один частный пример, который, как мне представляется, несмотря на свою незначи тельность, тем не менее лучше всего ха рактеризует отношение Минэнерго к своим обязанностям. При обосновании ТЭО про екта Березовской ГРЭС-1 ученые предложи ли проверить экспериментально, а потом и внедрить новый метод сжигания канско- ачинских углей. Предполагалось не просто размалывать и отправлять в топку уголь из разреза, а предварительно термической обработкой удалять из него газ и жидкие смолы, разделяя которые можно получать жидкое топливо, ценные масла и химиче ские полупродукты. В этом случае в топку ГРЭС пошел бы полукокс, создавая отлич ные условия для работы котлов, увеличи вая КПД всей электростанции. Замысел был неплох, но его исполнение до сих пор не дало серьезных результатов. Более десяти лет строилась первая экспе риментальная установка ЭТХ-175, которая должна была давать до 175 тонн полукокса в час, и, наконец, на Красноярской ТЭЦ-2 выросло огромное сооружение на уровне 12-этажного дома. Однако до сих пор его строительство не завершено. В середине 1986 года был получен первый полукокс, хотя установка по планам Минэнерго долж на была начать работать за полгода до этого. Не получены для производственного использования ни парогазовая, смесь, ни смолоконденсат, а ведь и они еще не ко 127
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2