Сибирские огни, 1987, № 6

Превращение угля в жидкое топливо — технически давно опробованный путь. Не секрет, что в годы Великой Отечественной войны, в Германии, отрезанной от источ­ ников жидкого моторного топлива, таким образом получали несколько миллионов тонн топлива в год. Если заводы синте­ тического жидкого топлива и были забро­ шены после войны, то не потому, что этот способ давал плохие результаты. Просто дешевая ближневосточная нефть отодви­ нула в перспективу синтетическое топливо. Однако экономический расчет показывает, что комплексная термическая переработка канско - ачинского угля может сделать синтетическое жидкое топливо соизмери- імым по себестоимости с жидким топливом 'ИЗ нефти. Необходимо также сказать и о принци­ пиально новом пути в энергетике и исполь­ зовании данных углей. Исследования Крас- !ноярского государственного университета и некоторых отделов Института неоргани­ ческой химии СО АН СССР, а также дру­ гих научных учреждений позволили сде- Ілать вывод о применимости канско-ачин- ских углей для получения электроэнергии не только путем сжигания в паросиловых установках, но и при помощи комплекс­ ной энергохимической технологии. В ре­ зультате этого способа использования угля газы, получаемые от его глубокой пере­ работки, направляются в магнитно-газоди­ намические генераторы, непосредственно рождающие электрический ток. Сказанное выше — это далекое будущее канско-ачинского угля. Но естественно возникает вопрос — а почему бы его, коль он уж так недорого получается, не выво­ зить, подобно кузнецкому углю, в европей­ скую часть страны? Ведь добываются они практически рядом — разница в расстоя­ нии в сотню-другую километров несущест­ венна. Газ и жидкие смолы, получаемые при термической переработке, могли бы стать сырьевой основой для развития углехими­ ческого производства в крае. Таким обра­ зом, канско-ачинские угли — это не только топливо, но и сырье, соединенные в одном месте, которых может хватить при самых крупных масштабах производства на сотни ілет, КАТЭК в будущем имеет все основа­ ния стать одним из крупнейших террито- !риально-промышленных комплексов страны. Как же собирались реализовать эти пре­ красные планы две пятилетки тому назад Iведомства, от которых все это зависело — 'Министерство угольной промышленности и [Министерство энергетики и электрификации СССР? Иными словами, что сейчас есть «в натуре» из того, что было намечено в 1979 году постановлениями партии и правитель­ ства? С 1974 года на Березовском месторожде­ нии, уголь которого должен пойти в топки Березовской ГРЭС-1, работает опытно-про­ мышленный разрез (ОПР). Этот разрез, спроектированный на 200 тыс. т в год, дол­ жен был дать первоначальный уголь для опытного сжигания в топках ныне дейст­ вующих ТЭС, чтобы найти наиболее опти­ мальные решения конструкции типа топок, котлоагрегатов и вспомогательного обору­ дования будущей серии сверхмощных ГРЭС. Но, как часто это бывает, первона­ чальная мощность быстро была превышена. Потребность в угле, особенно после выра­ ботки Назаровского разреза, в крае резко повысилась, и сейчас ОПР добывает бо­ лее миллиона тонн угля в год. Небольшая станция Дубинино, около ко­ торой был построен ОПР, за двенадцать лет превратилась в «угольную столицу» КАТЭКа, хотя, как в дальнейшем будет по­ казано, рост этот происходил как бы «не­ законно». Все же остальное, начиная с жилья и объектов соцкультбыта для строи­ телей и заканчивая самой Березовской ГРЭС-1, ради которой началось наступле­ ние огромного числа людей и техники на красноярскую лесостепь, стало жертвой долгостроя и ведомственной волокиты. Вообще, долгострой — явление, конеч­ но, не только красноярских масштабов, здесь процветает, как нигде в ином месте. По мнению некоторых экономистов, знако­ мых с положением дел в Красноярском крае, для того, чтобы успешно продолжать работу над всеми начатыми объектами, здесь нужно вдвое больше строительных рабочих, чем их имеется в крае. Несбалан­ сированность материальных и людских ре­ сурсов с планами приводит к тому, что омертвляются сотни миллионов рублей, уже вложенных в начатое строительство. Огромные объекты, на которых копаются хилые строительные бригады, раздроблен­ ность сил просто бросаются в глаза каждо­ му непредвзятому человеку, Предприятия, начатые строительством в девятой и даже восьмой пятилетке — до двадцати лет тому назаді — и еще не законченные до сих пор, в крае не ред­ кость. В такую «долгостройную» мясоруб­ ку попали и основные объекты КАТЭКа. Так что сейчас, пожалуй, Минэнерго лиди­ рует в затягивании пуска КАТЭКа. Один частный пример, который, как мне представляется, несмотря на свою незначи­ тельность, тем не менее лучше всего ха­ рактеризует отношение Минэнерго к своим обязанностям. При обосновании ТЭО про­ екта Березовской ГРЭС-1 ученые предложи­ ли проверить экспериментально, а потом и внедрить новый метод сжигания канско- ачинских углей. Предполагалось не просто размалывать и отправлять в топку уголь из разреза, а предварительно термической обработкой удалять из него газ и жидкие смолы, разделяя которые можно получать жидкое топливо, ценные масла и химиче­ ские полупродукты. В этом случае в топку ГРЭС пошел бы полукокс, создавая отлич­ ные условия для работы котлов, увеличи­ вая КПД всей электростанции. Замысел был неплох, но его исполнение до сих пор не дало серьезных результатов. Более десяти лет строилась первая экспе­ риментальная установка ЭТХ-175, которая должна была давать до 175 тонн полукокса в час, и, наконец, на Красноярской ТЭЦ-2 выросло огромное сооружение на уровне 12-этажного дома. Однако до сих пор его строительство не завершено. В середине 1986 года был получен первый полукокс, хотя установка по планам Минэнерго долж­ на была начать работать за полгода до этого. Не получены для производственного использования ни парогазовая, смесь, ни смолоконденсат, а ведь и они еще не ко­ 127

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2