Сибирские огни, 1987, № 5
«Хождение за светом» — произведение историческое, однако по гуманистическому своему пафосу, по непреходящей актуальности поднимаемых в нем философских и нравственных проблем оно исключительно современно, и в этом, может быть, состоит его особая ценность. Г. АРАБЕСКИН А. Деревянко. Ожившие древности. Расска зы археолога. М., «Молодая гвардия», 1986. В авторском вступлении к этой книге есть строки, особо остановившие мое внимание: «Помню, меня крайне удивило, что экспедиция будет работать в нашей Амурской области. Где-то там, далеко... это понятно, а здесь, в местах близких и знакомых с раннего детства, ничем не примечательных, что же можно найти?..» Эта экспедиция, которой руководил А. П. Окладников, пригласивший участвовать в ней и автора книги — ныне одного из крупнейших археологов страны, — тогда, четверть века назад, изменила его «представление о мире загадок и открытий». История, археологические открытия перестали быть для него чем-то отдаленным, чем-то находящимся в Риме, Греции, на острове Пасхи... Как и почему это произошло, читатель узнает из книги, мне же хотелось немного поговорить о том, из чего же рождается такое представление, что нечто замечательное, исторически важное, археологически ценное находится где-то далеко от наших родных мест, от нашего поселка, от этих перелесков... Причин этому много. Остановимся только на некоторых. Первое — унифицированный учебник истории, единый для Украины, Туркменистана, Сибири, Чукотки. Учебник, построенный так, что школьник изучает древнюю историю по примерам, далеким от его родных мест. Нет, я не хочу сказать, что для Киева надо писать одну историю, а для Новосибирска — другую. Я хочу сказать о том, что школа просто обязана новосибирскому школьнику давать знаний о Сибири ничуть не меньше, чем об Украине, а если быть точным — значительно больше, чем об Украине. Со знаний о том, что рядом, за твоим селом, были найдены археологические памятники бронзового века, что веши из этого кургана хранятся в Эрмитаже или Историческом музее, со знания подробностей о том, какие племена жили на этой земле, какой след они оставили в истории и культуре, — с этого начинается у школьника уважение к своей родной земле, к своей родной деревне, к полю, которое его взрастило. С этого начинается понимание своей земли как земли единственной и неповторимой, как любимой земли. Изымая из истории краеведение, не способствуем ли мы тому, что школьник вырастает в убеждении, что «в местах, близких и знакомых с раннего детства, ничем не примечательных» не может быть ничего замечательного, важного, историческо го?.. И тут нисколько не спасают положение брошюры краеведческого характера, написанные очень уж онаученно, без страсти, без того пафоса и занимательности, которые так нужны всей книжной продукции, адресуемой детям, молодежи. Молодой читатель очень точно и остро чувствует: если что писалось со скукой, то это читать можно только по принуждению. Второе: думается, что еще слабо поставлена пропаганда краеведческих, исторических знаний — крайне мало публикаций популярных, в деле этой пропаганды почти не задействованы радио, телевидение, хотя приближающееся столетие Новосибирска просто-таки взывает об этом. В свете всего сказанного выше книга А. Деревянко представляется крайне актуальной и важной. Это история археологических открытий в Сибири и на Дальнем Востоке, написанная человеком, который страстно любит свою профессию и умеет увлекательно и глубоко рассказать о ней. Это, кроме того, еще и история становления характера самого героя-повествователя — от молодого человека, удивляющегося тому, что в его родных краях собираются что-то откопать, до ученого, обнимающего своим помыслом огромные пространственные и временные поля Азии. История сибирской археологии написана незамкнуто, нелокально, а в связи с мировыми открытиями на других континентах, в сопоставлении, сравнении с ними. Автор занят не только тем, что рассказывает об устоявшемся, канонизированном, но, повествуя о вчерашнем и сегодняшнем дне своей науки, всегда проецирует свои рассуждения в будущее, пишет о дискуссионных проблемах, о том море вопросов, которые стоят сейчас перед археологами и которые предстоит решать тем, кто сегодня выберет путь исследователя истории своей родины. Эта книга так и видится мне на столе учителя истории, видится в числе активного чтения старшего школьника, студента, каждого сибиряка, которому интересно прошлое нашей великой родины, славной не только тем, что здесь есть, но и тем, что тут было, что за сотни и сотни лет складывало особую сибирскую культуру, особый сибирский характер. И еще одно. В последнее время в популярной исторической и археологической литературе стало некоей модой писать о древности с ужимками натужного юмора, тем самым вольно или невольно принижая историю до уровня забавных застольных баек. Элементы этого, к сожалению, есть в первых главах даже солидной книги о Сибири Л . Шинкарева. «Ожившие древности» — книга серьезная, книга, написанная хорошим языком, передающим везде не только факт, но и эмоциональное отношение к этому факту героя-повествователя. И тут выявляется крайнее несоответствие иллюстраций в книге (художник Ю. Ворона, художественный редактор Т. Войт- кевич) самому стилю и духу ее. Иллюстрации эти просто-таки дурного вкуса, настолько вымученного юмора, что видятся не просто инородными в книге, а пытающимися противостоять ее серьезно 175
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2