Сибирские огни, 1987, № 5
счастье. И к судьбе нашего земляка, поэта Тимофея Белозерова, вполне применима толстовская программа: «Счастье — в жизни, а жизнь — в работе». Так он и жил, тому и следовал. И мне кажется, что настоящее время большого поэта Белозерова еще впереди, оно еще придет. Ведь в литературе, как в любой форме отражения общественной жизни — этого океана человеческого, есть свои отливы и приливы. И надо верить, что придет время, когда увянет мода на пустоглазых роботоподобных чудовищ, а для развития души, сердца и ума маленького ребенка снова будут умно и заботливо извлечены на белый свет образцы неувядаемой русской лирики, связанной в судьбах многих поколений с именами Некрасова, Никитина, Сурикова, Майкова, Фета, Есенина. Надо надеяться, в этом славном ряду найдется место и строкам замечательного поэта Тимофея Белозерова. А в заключение разговора — вот такие слова. Всему живому — людям, соснам, ягоде морошке, бородатому глухарю, пашне, реке в разливе — нужна красота, нужна поэзия. И потому она, жизнь, возьмет порою и расщедрится — родит поэта. И тогда уж не пожалеет для него самого сокровенного своего: и подснежники — его, и куличок на отмели — его, и деды- фронтовики — это его деды. И радость майского дождичка. И печаль, боль молодого коня: ...И померкли краски дня В молодых глазах коня. С мундштуком, от пены белым, Полосатый от кнута. Конь нырнул, дрожа всем телом, В черный омут хомута... Однажды в сибирской деревне родился мальчик, назвали его Тимой. А потом, через годы, жизнь избрала Тимофея Белозерова в поэты... Им он и останется. Владимир МАКАРОВ Сергей Задереев. Хождение за светом. По весть. «Молодая гвардия», 1986. «Считал я и вот к чему пришел: если бы каждый житель нашей земли, какого бы сословия ни был, делал посильную работу на земле, у нас бы рай наступил. К счастью одного можно всяко прийти: и хитростью, и обманом, и злодейством, и мошенничеством. К счастью всех — дорога одна — хлеб работать надо... Хлеб — дело святое». Это убеждение патриархального крестьянина под вдохновенным пером Тимофея Бондарева преобразилось в его произведениях «Трудолюбие, или Торжество земледельца», «Се человек» и других в особую философскую систему, став на определенный момент для части русской интеллигенции в мрачные 80-е годы X IX столетия даже своего рода общественной программой. Повесть молодого красноярского прозаика Сергея Задереева «Хождение за светом» посвящена последним шестнадцати годам долгой, нелегкой, но предельно насыщенной 174 жизни русского правдоискателя и правдолюбца Тимофея Михайловича Бондарева — тому яркому и плодотворному периоду в его судьбе, когда мысль за мыслью, слово за словом создавались его сочинения, в которых он рьяно и упорно отстаивал непреходящую человеческую ценность и значение в жизни общества крестьянина- труженика, кормильца всей страны и в которых пропел он подлинный гимн великому «хлебному делу» — главному делу рода человеческого. Пред читателем предстает удивительно колоритная и самобытная личность, сконцентрировавшая в себе лучшие черты русского хлебопашца, личность, идущая в своих непростых социально-экономических, философских и нравственных исканиях от изначальной мудрости народной, от духовных истоков российского крестьянства. «Жить трудом и любовью» — вот основа основ как собственного существования Тимофея Бондарева, так и всего того, к чему призывает он в своих проповедях и писаниях. И это, доказывает в повести С. Задереев, не просто теоретические постулаты, но и внутренняя потребность, которая проявляется у главного героя произведения буквально во всем, что, пожалуй, красноречивей всего выразилось в его же, Бондарева, собственном признании: «Два греха не преступлю — человека убить и тунеядства». За тысячи верст от российских столиц, в глухоманном углу Сибири, затерялась деревушка Тимофея Бондарева с бедным, неграмотным, забитым ее населением. Однако страстные, поистине подвижнические усилия Бондарева, крестьянского радетеля и мыслителя, в претворении своих человеколюбивых идей и воззрений не оказались, как в то время вполне можно было ожидать, «гласом вопиющего в пустыне». Более того, настолько силен, проникающ был голос Тимофея Бондарева, что его услышали многие передовые люди того времени, и одним из первых среди них великий Лев Николаевич Толстой, который не просто услышал, а и стал единомышленником. «Я в вас нашел сильного помощника... Дело наше одно», — писал Л. Н. Толстой Тимофею Бондареву в одном из своих писем. И тот, в свою очередь, был беспредельно благодарен великому писателю, чья поддержка вливала в него новые силы. «Этот неведомый граф был единственным на земле человеком, чья душа откликнулась и восприняла мысли Бондарева как свои», — справедливо утверждает автор повести. И помогла, как убедительно он доказывает, их распространению среди прогрессивно настроенной интеллигенции. Повесть «Хождение за светом» создана на добротной документальной основе с использованием переписки Бондарева с Л. Толстым, Г. Успенским, ссыльными интеллигентами Енисейской губернии. В то же время перед нами полнокровное художественное произведение, в котором писателю удалось создать запоминающийся и во многом типичный образ крестьянина- философа в контексте сложной социально- политической обстановки, передать суть и дух эпохи.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2