Сибирские огни, 1987, № 5
КРИТИКА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ Владимир ШАПОШНИКОВ РУКОВОДИТЕЛИ И ИСПОЛНИТЕЛИ Голос этого литературного критика звучит широко, со страниц не только нашего журнала, но и «Литературной газеты », « Литера турной России », «Литературного обозрения ». В. Н. Шапошникову, как критику, свойственно обязательное сопряжение явлений литературных с социально-экономическими и морально-этическими проблемами современ ности, именно из таких аналитических сопоставлений он делает выводы о достоинствах и недостатках того или иного произведения. Это плодотвор ный путь в критике, выходящий за рамки чисто внутрилитературных оценок. В. Н. Шапошникову исполнилось 50 лет. «Сибирские огни » поздравляют с этим молодым юбилеем своего коллегу, сотоварища по редакции и ждут от него новых творческих свершений. О ДНОЙ из любопытных особенностей, скорее даже закономерностей нашей современной прозы являются своеобразные приливы и отливы, в ней наблюдаемые. Помнится, еще несколько лет тому назад критика писала о явном охлаждении наших литераторов к производственной теме, о некотором даже скептицизме, ироническом отношении к проблемам НТР, которые в 70-е годы были в полном смысле властителями дум многих прозаиков, драматургов, деятелей кино. «Отлив» этот, впрочем, длился недолго. Сейчас даже беглое знакомство с журнальными публикациями дает все основания утверждать, что пора охлаждения миновала и производственная проза снова выходит на свои привычные авангардные рубежи. Вызвано это, разумеется, не сетованиями, не призывами со стороны критики. Вызвано самой жизнью, временем. Думается, нет смысла пространно распространяться о том, что мощный, живительный ветер перемен, коснувшийся всех сфер и сторон нашей жизни, раздул и костер нового, я бы даже сказал, качествен 163 но нового интереса к делам производства со стороны литературы. Это и так очевидно. Вместе с тем стало очевидным и другое: сама жизнь и только жизнь ставит все точки над «і», вносит полную ясность в те проблемы, которые вызывали некогда бурные споры и полемики. Вспомним: сколько ломалось копий и перьев, сколько дискуссий вспыхивало вокруг производственной прозы в конце семидесятых — начале восьмидесятых годов! Сколько потрачено было бумаги, чернил, типографской краски, чтобы понять и разобраться в причинах ее многочисленных неудач и полнейших провалов! В чем тогда только не упрекали эту злополучную литературу «на рабочую тему»! И в схематизме, и в абстрактной условности и в заданности, и в приверженности к избитым, истасканным конфликтным ситуациям типа противоборства новатора и консерватора и проч. и проч. Однако в то время, когда шли эти яростные дебаты, у многих так называемых рядовых читателей возникало и коренилось ощущение, что вся беда производственной прозы не столько от литературной неумелости, сколько от недостаточного, поверхностного, «по-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2