Сибирские огни, 1987, № 4
б о л ью с е р д ц а . О н о и п о н я т н о , го р ь к о в и д е т ь свою р о д и н у , св о й го р о д на п о л о ж е нии п а с ы н к а в с ем ь е в е л и к о й м атер и . Все- то у это г о п а с ы н к а не к а к у л ю д ей — ни зе м л я , ни в о зд у х , ни ж и л и щ е ... Т о л ь к о сей ч а с чт о -то н а ч а л о м ен я т ь с я . Ч у в с т в о это не м и м о л етн о . О н о ж и в о и я в с т в е н н о во м н о ги х с ти х ах . О н о с о з и д а тел ьн о и, в к о н ечн о м итоге, п р и д а е т поэзии И. К у р а л о в а в с ео х в а тн о сть , к о гд а Г о р о д с т а н о в и т с я эн ер гети чес ки м и д у х о в н ы м и с т о ч н и к о м сил вел и ко й стр ан ы . Р а з в и т и е т е мы м о ж н о п р о с л е д и т ь у ж е не по книге, а по н о во й п у б л и к а ц и и б о л ь ш о го сти х о тв о р ен и я И . К у р а л о в а п о д н а зв а н и е м « С т о л и ц а» в п ер во й к н и ж к е « С и б ир с ки х огней» за 1986 год. Провинциал молчит. И знает: Его терпением, подчас. Сама провинция являет Столичной прочности запас. С т и х о т в о р е н и е по сути — р а зв е р н у т ы й п о л ем и чески й м о н о ло г на т е м у и звестной ф р а зы : «М о с к в а б о г а т а пр о ви н ц и ей » . М о н о л о г не тр а д и ц и о н н ы й , не п у сто п о р о ж н и й , а п р е д с т а в л я ю щ и й со бо й новы й у р о вен ь п о н и м а н и я н е р а з р ы в н о й с в я зи , слитности, в з а и м о п р е в р а щ а е м о с т и сто л и ц ы и п р о в и н ции. « Р о с с и я вся —• сто л и ц а ,— го в о р и т К у- р а л о в ,—- И л и М о с к в а — Р о с с и я вся». Н а р у б е ж а х М о с к в ы у м и р а л а с с у р о в о й р е ш и м о стью « п р о в и н ц и а л ь н а я п ех о та» , а в п о см ер тн ы х сп и сках М о с к в ы на п ер в о м м есте им ен а вои н ов С и б и р с ко й ди ви зи и : « О б ъ е д и н я е т си н ева п р о в и н ц и а л ь н ы х и с т о л и ч ных». Там родина, где духа корни Земной корой укреплены, — п р о в о з г л а ш а е т К у р а л о в и о т к р ы т о , т о р ж е с т в е н н о , с д о с т о и н с т в о м з а я в л я е т о с в о ей сто л и ц е, к о т о р а я н и чу ть не м е р к н е т п е р е д гл ав н о й : Здесь на горняцких лицах отблеск Не мглы, а трудового дня. Запомни имя —град Прокопьевск! Столица света и огня. В ы б о р поэтической сто л и ц ы м н огое п р е д о п р е д е л и л в кн и ге К у р а л о в а , с а м о н а зв а н и е « П л а с т » о м н огом говорит. Н о п о эт сч аст л и в о и зб е га е т с о б л а з н о в о п и сател ьн о сти , не в п а д а е т ни в и н д у с т р и а л ь н о е гр о м ы х а н и е , ни в у р б а н и з а ц и о н н о -а п о к а л и п с и ч е с к и й т р а гизм . Г де ты в п е р в ы е и сп ы тал ч у в ств о р о д ства , «где ты г л а з а м и свет вп и тал » , там т в о я сто л и ц а. Т а к р а с с у ж д а е т К у р а л о в , в о с п р и н и м а я м а л у ю р о д и н у к а к д а н н о с т ь — с л ю б о в ью и п он и м ан и ем . О т т о г о -т о и п о я в л я е т с я в его с т и х ах со л о вей , с ви вш и й гн е з д о на с в а л к е м е т а л л а . С т р о ки с т и х о т в о р е ния п р о н и за н ы гр у с тью и тр ево го й , а в чем- то они д а ж е п р орочески е: Коренного перелома Времена... Смотри, Перестук металлолома И — птенец внутри. («Соловей») Э то д у м а о б у д у щ е м . В е д ь п тен ец р о д и л ся и в ы р а с т е т не в к у с т а х бузин ы , о л ь ш а ника или д и ко й см о р о ди н ы . К а к о в а бу д е т его песня? Н р а в с т в е н н а я п о д о п л е к а , этого вопроса! д о л ж н а в о д н о в а т ь и .з а б у т и т ь іідс у ж е сейчас. Н е с м о т р я н а к а ж у щ и й с я ко н с т р у к т и в и з м и у с л о в н о с т ь с и ту ац и и , она к р а й н е р е а л и с т и ч н а — б и о с ф е р а и те х н и ч е ский п р о гр ес с с р а с т а ю т с я се г о д н я в некое у р о д л и в о е о б р а з о в а н и е . В и д им о , н е д а л е к о то в р е м я , к о гд а во л ч и ц ы б у д у т п р и н о си ть п о т о м с т в о п о д к а п о т а м и б р о ш е н н ы х р ж а в ы х ав т о м о б и л е й , а гуси с в е р я т ь свой п у т ь во вр е м я п е р е л е т а с м а р ш р у т а м и а в и ал и н и й . В с в я зи с эт и м с т и х о т в о р е н и е м мне всп о м н и л о с ь п о сещ ен и е к о л х о з а « Б о л ь ш е ви к» в О р д ы н с к о м р а й о н е п о д Н о в о с и б и р ском. Точнее, п о с ещ ен и е сел ьск о го м у зе я к о л х о за . Н а р я д у с д р у г и м и э к с п о н а т а м и — п р е д м е т а м и к р е с т ь я н с к о го о б и х о д а , у т в ар ью , о р у д и я м и сел ьско го т р у д а , о д е ж д о й н а ш и х п р е д к о в — в у гл у я з а м е т и л ство л б ер е зы с п р и ч у д л и в о р а с т о п ы р е н н ы м и с у х и ми су ч ья м и . М е ж сучьев р а с п о л а г а л о с ь о г р о м н о е, р а з м е р о м с д о б р ы й т а з , со р о ч ье гн ездо . Н е о т нечего д е л а т ь т а щ и л и м у ж и ки э т о гн езд о д о б р ы е д в а д е с я т к а к и л о м етр о в — не из в е т о к и с у х о го б ы л ь я с т р о ила его со р о ка, ж и в у щ а я в э п о х у Н Т Р : на тр и ч е тв ер ти с т р о и т е л ь н ы м м а т е р и а л о м д л я гн е з д а п о с л у ж и л а с т а л ь н а я , а л ю м и н и е в а я и м е д н а я п р о в о л о к а . Н е т , К у р а л о в ничего не п р и д у м а л , не г и п е р б о л и з о в а л . М а н е р а К у р а л о в а п р и н а д л е ж и т к о с о б о м у н а п р а в л е н и ю п о эти ч еск о го и с к у сст в а, в этой м а н е р е не п и ш у т — в е щ а ю т . Т а к о в и Ю р и й К у зн е ц о в . Я не зн аю , п л о х о ли это, х о р о ш о ли? С к о р е е всего — ни то, ни д р у гое. Э т о — стиль, т а к о в ы м он и о с т а н е т с я . Н о и н о гд а сл о во К у р а л о в а на с а м о м деле зв у ч и т к а к вещ ее и д а ж е есть п р и зн а к и , что оно го т о во сбы т ьс я И не могу пробить я лбом Всю толщу каменной породы. Мои придавленные годы Заброшенным лежат пластом. ...Так жизнь прекрасного порыва Спрессовывается до взрыва. Э т о с т и х о т в о р е н и е п р о у го л ьн ы й пласт. Ч то- т о п о д о б н о е сей ч ас п р о и с х о д и т с н аи бо л ее з а л е ж а л ы м и п л а с т а м и н аш ей со ц и ал ьн о й ж и зн и . К у р а л о в , к а к и всяки й н а зв а в ш и й себя х у д о ж н и к о м , скл о н ен н а д е я т ь с я . Н е д а р о м ск в о зь гр о х о т и л язг, ск в о зь р е б р а м е т а л л а у него в с е гд а п р о г л я д ы в а е т небо. В о т и си рен ь — г о р я щ е е о б л а к о , «сияние д у ш и » — в з о ш л а « н а д черной ко п о тью м е т а л л а » . В о т и п р а з д н и к П е р в о м а я , и з в о н к а я м у зы к а , и л ю б о вь, и весн а — и зл ю б л е н н о е в р е м я год а. Ж и з н ь н е о д о л и м а . О н а п р о н и к а е т скво зь к о н с т р у к ц и и с т а л ь н ы х ф ер м , ск в о зь угл ы и к в а д р а т ы у н ы л о й п р о м ы ш л е н н о й и г о р о д ской за с т р о й к и . О н а п у сть и « м р ачн о й го л у б и зн о й » , но вс е -т а к и « з а к и п а е т в н е б е с ной р а с к а ч к е » весны. И то гд а на с вет р о ж д а ю т с я зр и м ы е, м у зы к а л ь н ы е , п о д л и н н о по эти ч ески е строки : Облака. Облака. Облака — Над вершиной панельного дома. И уходит в пространство рука, Притяжением неба влекома. В ы в е р е н н а я , чи ст ая и н т о н ац и я п р е к р а с н о в о п л о щ е н а в этих с т р о к а х о б р а з н о и л е к с и чески. П о й м а н а м у зы к а д а н н о г о м гн о вен и я д уш и . К с т а т и , т а й н а я , в н у т р е н н я я м у зы к а п о с т о я н н о в е д е т п о эта, п о м о га я на т е р н и с то м п у ти тв о р ч еств а. М е л о д и я со кр о вен н о го предощу^еда память -,^[71
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2