Сибирские огни, 1987, № 4

р екви ем » А л е к с а н д р а К а т к о в а из книги « С и ­ ние ставни » . У ж е по н ем у м о ж н о с о ста в и ть п р е д с т а в л е н и е о н а п р а в л е н н о с т и л и р и ч е с к о ­ го ч у в ства поэта. В п р ед и сл о ви и к с б о р н и к у кем еровски й п и с а те л ь В л а д и м и р М а т в е е в с п р а в е д л и в о о т м е ч а е т о б о ст р ен н ую и с п о в е д а л ь н о с т ь с т и ­ хов А. К а т к о в а , п о с в я щ е н н ы х м ал о й р о д и ­ не, р о д и т е л я м , п ам яти . И с п о в ед ал ьн о с ть , несом ненно, е д в а ли не г л а в н а я д в и ж у щ а я си л а его поэзии. В. М а т в е е в т а к ж е верно у к а з ы в а е т на то, что « к а ж у щ и е с я повторы мы слей п р о и с т е к а ю т из ав т о р с к о й н е у д о в ­ л е т в о р е н н о с т и н а п и сан н ы м , что, в ы с т р а и ­ в а я га л е р е ю ст и х о в с ц е н т р а л ь н ы м о б р а ­ зом р о д и т е л ь с к о го д о м а с синими с т ав н я м и , А. К а т к о в вед е т п о и ск тех еди н ствен н ы х слов», м о гу щ и х п е р е д а т ь неи зб ы вн ое, л ю ­ бовью п и т а ю щ е е д у ш у чувство. Я бы ещ е д о б а в и л , что н е к о т о р а я п о в ­ т о р я е м о с т ь о б р а з а и интон ац и и со зд а е т с я , ви дим о, п р е д н а м е р е н н о , по причине г л у ­ бо ко й у б е ж д е н н о с т и п о э т а в н еп р ех о д я щ ем зн ач ен и и то го чу в ства, ко т о р о е он берется и сп о в ед о в ать. Он со зд а е т , та к и м о б р а з о м , н у ж н у ю э м о ц и о н а л ь н у ю а т м о с ф е р у при п о ­ м ощ и о собой с ти х о во й м у зы ки и с о о т в е т ­ с т в у ю щ е го о б р а з н о го стр о я. П о э т о х р а н я ­ ет и к у л ь т и в и р у е т д о р о г о е ем у чувство. О т ­ с ю д а и в о зн и к а е т в с ти х ах н еко то р о е е д и ­ н о о б р а з и е (или п о с л е д о в а т е л ь н о с т ь в в о п ­ л о щ ен и и а в т о р с к о й т е н д е н ц и и ): « Б ы л и бы ж и в ы м а т ь и отец. Все о с та л ь н о е потом о б р азу ется ...» , « К а к я п р и е д у и что я с к а ­ ж у м а м е моей, п о седе вш е й д о срока?..», « Х о тя б в е р н у т ь с я д о зимы...», «Э то р о д и ­ н а — синие с тав н и , это р о д и н а — ивы внаклон...», « Н о п р о сы п аю сь о п я т ь сем и л ет­ ний: в к о м н а т е г л а ж е н ы м п ах н ет бельем...», « Р о д и т е л и , р у к и России!..», « Т ак во т она — п а м я т ь . И совесть...», «Я бо л ьш е смерти с т р а ш у с ь у в и д е т ь за к о л о ч е н н ы м отчий дом...». З д е с ь о ч е ви д н а п р о гр а м м а . А. К а т к о в ( к а к и Л . О вч и н н и ко в) н а х о д и т н р а в с т в е н ­ ную о п о р у в п а м я ти , в чу в стве р о д с т в а . Т еп л о р о д и т е л ь с к о го к р о в а к а к источник ж и зн е н н о й энергии и, о д н о в р ем ен н о , с т р о и ­ тел ьн ы й м а т е р и а л б у д ущ его . Э т о хор ош и й , д о б р о т н ы й , в е к а м и п р о вер ен н ы й с т р о и т е л ь ­ ный м а т е р и а л душ и . И з него м о ж н о ф о р м и ­ р о в а т ь не т о л ь к о сво е л и чн ое б у д у щ е е , но и б у д у щ е е стр ан ы . « П о к а я не еду», п о ка п о ­ эт не в о з в р а щ а е т с я , чтобы оберечь, с о х р а ­ н и ть в о врем ени н е р а з р у ш е н н ы м я д р о д у ­ ши и н р ав ств ен н о сти ,— « ж и зн ь у б ы в а е т и со вес ть болит». Т а к и м о б р а з о м , совесть в п оэзии А. К а т ­ к о в а и Л . О вч и н н и к о ва — не п росто слово, зд е с ь оно м отив и д в и г а т е л ь л и р и ческо го п е р е ж и в а н и я . Р е ф л е к с и в н о с ть , м ед и т а т и в - ность л и р и ки (по-русски го в о р я — ее со ­ вестли во сть, и сп о в е д а л ь н о с т ь) о б е р н у л а с ь тем кам н ем , ко то р ы й в бу р н у ю эп о х у э с т ­ р а д н о й поэзии бы л отбр ош ен , но ко то р ы й в итоге с т а л кр а е у г о л ьн ы м кам н ем в зд ан и и российской л и р и к и (в гом числе и с и б и р ­ ской) 60-х и 70-х годов. Э то Н и к о л а й Р у б ­ цов и А л е к с а н д р К ух н о , а из ны не р а б о ­ т а ю щ и х — В. К а за н ц е в , А. П л и тче н ко , А. Р о м а н о в , Н. Г р ех о ва. О тр а д н о , что м о л о ­ д ы е это не п росто п о н и м аю т, но в о сп р и н и ­ м а ю т к а к свое, и в новое, теп ер еш н ее вр ем я эт а т е н д е н ц и я б у д е т у си л и ваться . П о э зи ю А. К а т к о в а о т л и ч а е т ещ е одно ккч^'б¥в1о:,' ДЙкго'фёнИбё і ДЙІк"'' лите|ратЬ|6й.*нЭ^о че ловеческой д у ш и , по Ш у к ш и н у . О с о б е н ­ но я р к о это ч у в ств о п р о я в л я е т с я в о т н о ш е ­ нии п о эта к с т а р ш и м п о к о л ен и ям . В с т и х о ­ тво р ен и и « С т ар и к и » К а т к о в у у д а л о с ь в ы р а ­ зи т ь всю п у сто ту , всю тр е в о г у ночного о д и ­ но чес тва с т ар о й с у п р у ж е с к о й пар ы . О н к а ­ кой -то с в ер х ч у в ств и те л ь н о й д у ш е в н о й с т р у ­ ной у л а в л и в а е т в ел и к у ю н е с п р а в е д л и в о с т ь п р е б ы в а н и я с т а р и к о в во тьм е этого п у с т о ­ го, п о л у м е р т в о го д о м а , у л а в л и в а е т м у ч и ­ тел ьн ы й см ы сл д о ж и в а н и я , к о гд а среди н о ­ чи то один, то д р у г а я в д р у г беспокойно п р о сы п аю тся : чтоб, больше от испуга и меньше от причуды, к дыханию друг друга прислушиваться чутко. Н е с м о т р я на р е тр о сп е к ти в н ы е п р и с т р а с ­ ти я, А. К а т к о в о т н ю д ь не в е р ш и т су д п а ­ м яти (на су д ни у о д н о го из по ко л ен и й нет п р а в а ) , но он п о с л е д о в а т е л ь н о в ы п о л ­ н я е т д о л г п ам яти . А теп ер ь мне хочется привести, на мой взгл яд , с а м о е л у чш е е с т и х о тв о р ен и е с б о р ­ ника. О н о не т р е б у е т н и к ак и х п р е д в а р и ­ т ел ь н ы х о го в о р о к и околичностей. КОЛЯ-ЛИМБА С каждым встречным в деревне знаком. Подавая дрожащую руку, ходит он дурак дураком, знаменитый на всю округу. Помутненья больной арестант, был и он на земле семилетним, но под драпающий «фердинанд» он попал по зиме в сорок третьем. Он остался меж гусениц цел, и с тех пор сорок мирных июней он, войны несмышленая цель, распускает от радости слюни. Коля-Лимба, ну спой «Камыши»! И тотчас же, на полном серьезе Коля-Лимба поет от души, растирая чистейшие слезы. Он, свидетель неслыханных драм, с каждым годом все больше седеет, ходит эхом войны по дворам, и его осторожно жалеют. С о с т р а д а т е л ь н о с т ь поэта н а х о д и т зд есь св о е н аи в ы сш ее во п л ощ ен и е. С т и х о т в о р е ­ ние не пр о сто сильное, но и с т р а ш н о е в своей безы ску сн о й п р ав д и в о с ти . П о м и м о него, в сб о р н и ке н ем ал о п р и м е ­ р о в х о р о ш е го в л а д е н и я сти х о м , д о с т а т о ч н о т а л а н т л и в ы х сти х о тв о р ен и й , стр о ф , стр о к, в том числе и стихи врем ен и учебы А л е к ­ с а н д р а К а т к о в а в Л е й п ц и ге, в у н и в ер си те­ те (« С у д ьб а» , «Л ей п ц и г» , « П у т ь на И т а - ку » ). Л ю б о в н а я л и р и к а А. К а т к о в а д о в о л ь н о о бы д ен н а и д а ж е — н есм о тр я на неизм енны й т р аги зм — н еско л ько с к у ч н о в ата. К онечно, д е л о с л о ж н о е . О д н а к о здесь, более чем где-либо, н у ж н ы о т к р ы т и я , п у сть с ам ы е н езн ач и тел ьн ы е, но о т к р ы т и я . К а к и ск л ю ­ чение в эт о м р я д у в о с п р и н и м ается л иш ь о д н о сти х о тв о р ен и е, к о то р о е к а к р а з и сп о л ­ нено не т р а г и зм а , а ю ного р а д о с т н о г о ч у в ­ ства: Озеро стояло вертикально, Зеркалом, в котором ты была. Все прошло. Но отсвет инфернальный в моем доме снится зеркалам. Я вернусь на место преступленья, к озеру вернусь и загляжусь в карие твои исчезновенья, и в свою нахлынувшую грусть. М&РОЙЯуі'ЗДи. 'Мы’ікляли усталость. Жизнь -кончалась гнусом и тайгой. Но внШййіо’ &аеро' являлось. >д

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2