Сибирские огни, 1987, № 4

л о п н е т на м о гу тн о й пруди», т а м в п о л о ­ в о д ь е « л ед от м о щ и б ел о п ен н о й трещ и т, к а к к о ф т а на груди ». П о э т в о з в р а щ а е т с я , ч т о б ы г л о т н у т ь э т о го з д о р о в о го , н а п о л н е н ­ ного д у х о в н о й эн ер ги е й в о з д у х а . О н ж и ­ во п и су ет, в ы р а ж а е т , в о п л о щ а е т , но — не более. Н у ж н а с л е д у ю щ а я ступень, н е о б х о ­ д и м о п о эти ч еско е о тк р ы ти е , некое п е р е о с ­ м ы сл ен и е (то го ж е п р о ш л о го ), ч т о б ы сти ­ х о т в о р е н и е бы л о не т о л ь к о р е т р о с п е к т и в ­ ным, но и ф у т у р о е п е к т и в н ы м , что бы в н е ­ го м о ж н о бы л о за г л я н у т ь , к а к в д в а п о ­ с т а в л е н н ы е д р у г п р о ти в д р у г а зе р к а л а . Н е ­ о б х о д и м в ы х о д на б у дущ ее . Я в п е р в ы е с т о л к н у л с я с О вч и н н и ко вы м в н а ч а л е 1980 г о д а на п о эти ч еско м вечере в Н о в о с и б и р с к о м го с у д а р с т в е н н о м ун и ­ вер с и т е т е . С т и х и зап о м н и л и с ь , но не с т р о ­ кой, не о б р а з о м , а н еп о д д е л ь н о искренней, со в ес тл и в о й и н то н ац и ей . Ч т о -т о о п я т ь - т а ­ ки о м ам е, о р о д и н е и детстве. В се это очень с о ч е т а л о с ь с вн еш н и м о б л и ко м п о э ­ та, о сн о вн ы м т о н о м к о т о р о г о б ы л а с д е р ­ ж а н н о с т ь (ч у ть д а ж е з а с т е н ч и в а я ) и б о ­ я з н ь , ф а л ь ш и в о г о ж е с т а , гр о м к о го сл о ва. П о р а ж а л а и к р а й н я я в зв о л н о в а н н о с т ь при чтении сво и х с ти х о в . Э то ж е с у з н а в а н и ­ ем и р а д о с т ь ю у в и д е л в книге- Деревья любят теплый свет в цветистый день первоосенья. А день стоит — на загляденье. Не листопад, а златоцвет. У д и в и т е л ь н о ясны е, п р о зр а ч н ы е строки. В т к а н ь сти х а о р га н и ч н о в х о д и т и н е о л о ­ гизм «п ер во о сен ье» , сл о во во сп р и н и м ается к а к с у щ е с т в о в а в ш е е всегда. П о э т к а к бы о т к р ы в а е т д л я себ я е щ е о д н у в ел и ч а йш у ю ц ен н о сть — н е и с с я к а е м у ю д у х о в н о с т ь п р и ­ ро ды , ее ц е л и т е л ь н у ю эсте ти ку . В се с к а ­ з а н н о е п о л н о стью о тн о си тся и к с л е д у ю ­ щ е м у с ти х о тв о р ен ию : Благодать последнего тепла снизошла на скошенное поле, на пролесок дремлющий легла, опустилась плавно на угоре. Полностью —с макушки и до пят — в зыбкой и протяжной полудреме я лежал, усталостью распят, на ржаной оранжевой соломе. Надо мной плыла... плыла... плыла паутина — хрупким синим небом. Пахла тишиной и свежим хлебом благодать последнего тепла. Э ти сти х о тв о р ен и я, в и ди м о , с л е д у е т п р и зн а т ь л у чш и м и у Л . О вч и н н и к о ва . З д е с ь нет о бы д ен н о сти и п р а в и л ь н о с ти ч у в с т в а — того, чем б о л ьш ей ч а с т ь ю с т р а ­ д а ю т его стихи. Н о есть естествен н о сть и вел и ча во сть. Е с т ь в сб о р н и ке д о с т а т о ч н о е ко л и чест во п р о сто х о р о ш и х стихов. Они, в си л у того, что « п р о сто х о р о ш и » — и не более, по п рочтен ии в ы з ы в а ю т л и ш ь д о л ж н у ю э м о ­ цию, но гл у б о к о не тр о гаю т . О д н а к о н а с т о р а ж и в а е т н е к о т о р о е о д н о ­ о б р а з и е пр и ем о в. П р и м и т и в и зм , ко то р ы й к а к х у д о ж е с т в е н н о е н а п р а в л е н и е о с о з н а н ­ но или н ео со зна нн о , но и с п о в е д у е т Л . О в ­ ч и н н и ко в,— ш т у к а д о в о л ь н о с л о ж н а я (н е­ с м о т р я на н азв а н и е ) и к а в е р з н а я . П о э зи я н есо м н ен н о « д о л ж н а бы ть гл у п о в ат о й » , но л и ш ь внеш не, л иш ь на п ер вы й п о в е р х н о с т ­ ный в з г л я д . С л е д о в а т ь Т в а р д о в с к о м у т р у д н о , ибо его п р о с т о в а т о с т ь к а ж у щ а я с я , е г 0 і .эдуонационн{|р и с р с р т в р , , з н а щ ц .фоде,- ИЯШЧ- СТИХИЧ » и « №№ к,:%ВД|¥- чтЛіР0'даа,,Рпл9іщьтйгррщ^,р|5ойщд#е^- ся м н о го м ер н о стью . О в ч и н н и к о в у п о до бн о е, к с о ж а л е н и ю , у д а е т с я редко. Н а п р и м е р , с т и х о т в о р е н и е « В е зен и е» з а в е р ш а е т с я э т а ­ ким ш у т л и в ы м п р о сто р еч и ем в д у х е п р и ­ с л о в и й с н а б ж е н ц е в или р у к о в о д и т е л е й с р е д н е го зв е н а : Я даже боюсь, что однажды жизнь скажет: «А ну, Леонид, ты возле везенья не шастай! Ты, так сказать, выбрал лимит*. П о д о б н о г о ж е р о д а п р о с т е н ь к а я с и т у а ­ ция, р а з г о в о р о т о м о сем в ст и х о т в о р е н и и «С н е зн а к о м ы м пар н ем ...» ; с п л о ш н а я б а ­ н а л ь н о с т ь — с т и х о т в о р е н и е « П о у р ё м а м , о в р а г а м , у вал ам ...» . « Н у и что?!» — это е д и н с т в е н н а я эм о ц и я , к о т о р у ю в ы з ы в а ю т т а к и е стихи. Е с т ь и е щ е б о л ее с ер ь езн ы е п р о сч е ты и п р о м а х и , к а с а ю щ и е с я у ж е с т и х о т в о р н о й тех н и ки , м а с т е р с т в а Л . О в ч и н н и к о в а к а к л и т е р а т о р а . О н п иш ет, что н а б у х ш а я п о ч ­ к а « р а з р о д и т с я л и с т ё н к о м ж е л т о р о т ы м » . В с е-та к и « р а зр о д и т с я » . З д е с ь ж е — « П о н у ­ р ы й л ес стоит, к а к б у д т о некий п р о д р о г ­ ш ий — си р ы й и у б о ги й — нищ ий». У б е ­ р и т е «си ры й и у бо ги й » и с т р о к а т о л ь к о у л у ч ш и т с я , п ри чем д а ж е р и т м не п о с т р а ­ д а е т . Д а и с а м о б р а з н и щ его в н е и ст о р и ч е ­ ского к о н т е к с т а ч у ж д сти х о тв о р е н и ю , н а ­ п и с а н н о м у в к о н ц е XX в е к а , в с е что у г о д ­ но — б р о д я ж к а , х а н у р и к , а л к а ш , бич, но не нищ ий. В п о сл ед н и й р а з я п о б и р у ш к у в и д е л в ко н ц е 60-х го д о в. А я з ы к и о б р а з — н е р а з р ы в н ы . В эт о м ж е с т и х о тв о р ен и и ещ е о д н а о п л о ш н о сть. П о ч к а д о л ж н а р а ­ с к р ы т ь с я на « т я ж е л о й » ветке. П о н я т н о , что в е т к а н а м о к л а , п р о п и т а л а с ь в л а г о й от б е с п р е р ы в н ы х д о ж д е й . И все ж е «на т я ­ ж е л о й » — н ето ч н о сть, д о л ж н о б ы т ь «на о т я ж е л е в ш е й » . Т я ж е л о е — то, что м о ж н о п о д н я т ь , оп у сти ть, взв еси ть. В е т к а ж е ж е ­ с т к о п р и к р е п л е н а к д е р е в у , э т о не х в о й н а я л а п а , к о т о р у ю м о ж н о п р и п о д н я т ь и с к а ­ з а т ь , что о н а т я ж е л а . К т о м у ж е с ы р о ст ь — я в л е н ь е вр ем ен н о е, а в сл о ве « т я ж е л ы й » н екое п о сто я н ство . Т а к о в ы ню ан сы . А п о к а на в о сем ь с т р о ­ чек н еви н н о го с т и х о т в о р е н и я , ко т о р о е м о г ­ л о б ы ть в е с ь м а и в е с ь м а н еп л о х и м ,— с т о л ь к о н ето ч н о стей и н ед о р аб о то к... Э т о не е д и н ст в ен н ы й сл у ча й. В п о до бн о м ж е р о д е у О в ч и н н и к о в а « психует» д а ещ е « н еи сто во ветер», и это п о я с н я е т с я через ти р е н а с к в о з ь л и т е р а т у р н о й стр о ч ко й «то с м еется , т о п л а ч е т н а в зр ы д » . Н а д р у го й с т р а н и ц е о п я т ь н а т ы к а е ш ь с я на м а с л о м а ­ сл я н о е : «на р еку п о л ю б у ю сь, на речную гладь...» В е сьм а со м н и т е л ь н а стр о ка: «пес черны й, с л о в н о с о в ес ть К а и н а » . Т а к ли о н а ч е р н а ? С к о р е е б о л ьн а, чем черна. Д а и за ч е м всу е у п о м и н а т ь и м я би б л ей ско го п р е д к а . Ф и г у р а это с л о ж н а я и в м и р о во й л и т е р а т у р е и с п о л ь зо в а л а с ь не по т а к и м п у ­ с т я к о в ы м п о в о д а м . П р и м е р ы эти п еч а л ь н ы ещ е и пото м у , что н а т а л к и в а е ш ь с я н а м ы сл ь — их м огло бы не бы ть при у сл о ви и бо л ьш ей т р е б о ­ в а т е л ь н о с т и к себе. К а к бы т а м ни было, поэт Л е о н и д О в ­ чи н н и ко в ин тересн ы й , а гл а в н о е — п р а в ­ д и вы й , б о я щ и й с я с ф а л ь ш и в и т ь д у ш о й . К а к в с я к и й поэт, он м н о го е о себе з н а е т сам : не п о т р я с о сновы м ирюздащ »з,—. рцадаг №>—оМт иЭІіш ь ядл|н адяъ¥> хаддаишс на т ,т 065

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2