Сибирские огни, 1987, № 3
сти многообразия» есть тот надежный методологический инструмент, который позволяет Ю . Мосткову вести о современной, в частности сибирской, литературе глубокий и объективный разговор. «Для него разговор о произведении — это разговор об авторе, о замысле и его воплощении, о судьбе художника, о его биографии, наконец. И, конечно, это рассказ-размышление о человеческой, сути мастера, о том, что предопределило его путь, его поиски, его решения». Сказано это о творческой манере В. Дементьева, но вполне данное высказывание приложимо и к самому Ю . Мосткову, ибо достаточно полно и точно характеризует стиль его собственных литературоведческо-критических исследований. Значительная часть книги уделена отзывам-рецензиям об отдельных произведениях, которые были написаны за тридцать лет критической деятельности ІО. Мостко- ва. Критик размышляет о повести С. Залыгина «На Иртыше», Ю. Рытхэу «Время таяния снегов», о романе М. Бубеннова «Орлиная степь», мемуарах И. Черемных, критических работах Е. Раппопорта. Еф. Беленького, А. Абрамовича... Рецензии, как и литпортреты, сведены в отдельный раздел («За тридцать лет»). Но если в первом разделе ощущается внутренняя цельность, сказывающаяся и в жанровом единообразии критических статей, и едином пафосе, и каких-то общих мыслях, о чем выше говорилось, то во втором — такого единства не наблюдается. Некоторые рецензии, например, «Как живой с живыми» — об избранном А. Маленького, кажутся случайными. Практически нет рецензий на книги, вышедшие в последние годы. Самое «свежее» из рецензируемых произведений в сборнике — мемуарный роман И. Черемных, вышедший в 1981 году. В основном же, взяты вещи, увидевшие свет в 50-х — 60-х годах. И еще. Не все рецензии, к тому же, достаточно глубоки. Так, беглой показалась рецензия «Пафос поиска». Впрочем, трудно ожидать чего-то основательного от небольшого критического отзыва сразу на четыре литературоведческие книги, каждая из которых по-своему интересна и своеобычна. Здесь более уместной была бы монографическая статья. Таким же эскизом, заготовкой к будущему лит- портрету видится рецензия на очерки В, Трушкина «Литературный Иркутск». В то же время, рецензии Ю . Мосткова привлекают рядом несомненных достоинств: аналитичностью, точностью и тонкостью наблюдений, ясным образным языком, отсутствием комплементарности, чем часто грешат многие рецензенты. Думается, что читатель, интересующийся жизнью литературы, получил умную, нужную книгу. Г. АРАБЕСКИН Журнал «СИБИРСКИЕ ОГНИ» № 3 — 1987 г. Новосибирское книжное издательство. 630132, Новосибирск. Красноярская, 112. Художественный редактор А. Н. Т05УХ. Технический редактор В. В. ЗЛОБИНА. А д р е с р е д а к ц и и : Новосибирск, 50, Красный проспект, 80. Телефоны: гл. ред. — 22-19-41, зам. гл. ред. — 20-56-09, отв. секретарь — 20-56-29. отд. прозы — 20-53-67. отдел очерков — 20-56-09, отд. поэзии _ 20-56-50, отд. критики — 20-55-18, зав. редакцией — 20-56-23. Сдано в набор 19.ХІ.1986 г. Подписано в печать 23.1.1987 г. МН01005. Формат 70х108'/і6. Бум. тип. № 3. Гарнитура литературная и журнальная. Печать высокая. Уел. печ. л. 15,4. Уч.-изд. л. 19,72. Уел. кр.-отт. 15.75. Тираж 90000. Заказ 5003. Цена 80 коп. Типография изд-ва «Советская Сибирь». 630048. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, 104.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2