Сибирские огни, 1987, № 3

го... и вдруг вспомнишь, встает перед глазами это «радение» юных сибиряков под визги и лязг, докатившийся откуда-то из Калифорнии, и думаешь — сынки, под чью дудку пляшете? А помнит ли кто из вас хоть одну частушку? А зачем? — спросят меня. И отвечу я вопросом на вопрос: а зачем помнить о матери, о родной земле, о родном языке, о родине? Зачем, с какой целью помнит об этом человек? Просто так помнит — как дышит; эта память и есть жизнь человеческая. Потому по всему творчество Заволоки- ных еще и несет в себе большой заряд воспитательный, полемический заряд, ибо музыка — не просто грамотно и оригинально расположенные нотные знаки, одобренные знакомым музыкальным критиком. Музыка — душа народа. Книга Г. Д . Заволокина «Частушка на эстраде» — это рассказы профессионала о жизни частушки в, так сказать, концертном, эстрадном, телевизионном варианте. И рассказы эти не только о творческом пути Заволокиных, но и полезные для артистического мира рассуждения о жанре, его особенностях, традициях и стереотипах, находках и ошибках исполнителей. В этой книге опубликованы с нотами широкоизвестные песни Заволокиных, такие, как «Сибирь-бирь-бирь», «Тырна», «Наташа», «Коченевские страдания». Помните? — Бор горит, горит сырой, Горит в бору сосеночка. Ох, не любит ли меня Кака-нибудь девчоночка? Ты играй, играй, гармонь Четырехугольная, Ты, матанечка, скажи — Чем ты недовольная? В конце этих заметок хочется еще раз порадоваться этим книгам, порадоваться тому, что есть в сибирской культуре такие подвижники, такие фольклористы, как За- волокины, ведь с их песнями и их книгами мы становимся с вами друг другу роднее. Александр ПЛИТЧЕНКО Н. А. Микенко. По старому Московскому тракту. О первых русских поселениях на территории Новосибирской области. Ново­ сибирское кн. изд-во, 1986. «Неведомая, дикая, седая...» Сибирь манила к себе россиян еще в самые далекие времена. Приглушенные минувшими столетиями голоса сказаний и летописей вещают, что без малого девятьсот лет тому назад отважные торговые людишки Великого Новгорода, сопровождаемые храбрыми дружинниками, ходили в полуночные страны, в Юргу, сказочно богатые мягкой рухлядью. Куда как нелегкими и опасными были дороги новгородцев! Но в конце концов уже в X III веке Юрга стала волостью Великого Новгорода. Затем в земли югорские пошли отряды московских ратников. Короче и удобнее был их путь по Каме и ее притокам после разгрома войсками Ивана Грозного Казанского и Астраханского ханств, а опасностей стало больше. Особенно после того, как, совершив переворот, умертвив хана Едигера, происходившего из местного татарского княжеского рода Тайбугинов, на троне сибирского ханства 172 укрепился, поддерживаемый бухарскими правителями, шейбанид Кучум. Вознамерившись идти на Россию войной, чтобы захватить Пермь и земли от Южного Урала до низовий Оби, Кучум начал с нападений на приграничные русские владения. Ограблениям подвергались вотчины купцов Строгановых. После настойчивых обращений в Москву купцы получили дозволение на создание собственного воинского формирования. Они и призвали оборонять свои вотчины старейшину волжских атаманов Ермака «со товарищи». Ермак со своей удалой дружиной и прибыл на Каму. Оберегал строгановские землицы, а потом, как теперь установлено с большей точностью, 1 сентября 1581 года двинулся в Сибирское ханство. Отряд из пятисот казаков вышел на стругах из Чусовского городка, проплыл Чусовой, Серебрянкой до Тагильского волока. Перебравшись на Туру, продолжал путь дальше, и— по Тоболу. Была у деревни Епанчины схватка с татарами. В урочище Бабасан был жестокий бой с крупным отрядом Маметкула. После этого боя струги Ермака вышли на Иртыш. А 26 октября у Чувашева мыса состоялось генеральное сражение. Его завершила рукопашная схватка — «составив- шася брань велия, крепко бьющиеся дон- деже друг друга за руке емлюще сечахуся». «Салтан» Кучум, чужеземец и завоеватель, с остатками разгромленного войска, захватив «мало нечто от сокровищ своих», бежал «в поле». И русская дружина заняла Кашлык — столицу Сибирского ханства. Позже, во время одной из военных экспедиций, Ермак погиб. Его выдающуюся победу над воинственным кучумовским ханством, после которой оно не могло восстановиться, закрепляли другие отряды русских ратников. Из основанного в 1594 году военно-опорного пункта — Тарского городка эти отряды совершали походы в степь, гнали и громили кучумовцев. Отряд, возглавляемый воеводой А. Воейковым, стремительно преследовал войско Кучума и на заре 20 августа 1598 года, возле ставки «салтана» на правом берегу у современного устья реки Ирмени, разгорелась жаркая сеча. Битва закончилась к полудню. Разгром кучумовцев был завершен на месте, где сейчас расположена Новосибирская ГЭС . Сам Кучум уплыл в лодке вверх по Оби. Однако и эта победа не обезопасила рус- кие селения на южно-сибирских рубежах. Потомки кучумовцев продолжали совершать грабительские набеги. Не наступило облегчения и проживавшим на территории нынешней Новосибирской области барабин- ским татарам и чатам. Проникшие в Прииртышье западно-монгольские племена вместе с кучумовцами жестоко их притесняли, грабили их улусы. На подвластное России население нападали и «белые калмыки» — телеуты, в семнадцатом веке захватившие земли от рек Ини и Уени до Белецкого озера, от верхнего Чулыма и почти до Иртыша. Бывало, что телеуты объединялись с ойротами для совместных действий. Так, в 1617 году они три недели осаждали чатов и русских казаков-годовальщи- коз в Чатском городке, располагавшемся на берегу Оби, возле современной деревни Юрт-Оры.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2