Сибирские огни, 1987, № 2

— Товарищ тут ни при чем. Мы о деле должны думать,— обиделся перспективный демагог. — А что вы так уж печетесь о деле, Юрий Васильевич? Вы ведь уезжаете. Уезжайте спокойно, с делом мы тут сами справимся! — Могу и не вмешиваться... Потіом еще один разговор: — Глеб Михайлович,-- гарантии, конечно, никакой нет, но... я имею в виду, дело запущено... — Какое дело? — насторожился Путилин, к одному тону Хижняка чувствуя брезгливость. — Ну, насчет заграницы... Боже мой! Вот так разрешишь однажды человеку считать тебя подлецом —и потом попробуй отними у него это право! И его взгляд на тебя будет затягиваться петлей у тебя на шее, и не выпутаешься. Однажды в давнее студенческое время, когда еще только пробовал жизнь, как воду босой ногой: не холодная ли; когда ничего еще не знал заведомо, и вот, курсе на втором бько им предложено, кто пожелает, написать по философии научную курсовую работу —несколько тем на выбор. Стимул: если работа будет зачтена хорошо, освобождение от экзамена. Автомат. И Глеб соблазнился. Он выбрал тему «Социальное значение НТР». Ну, чего там, все ясно. Прогресс и все тут. Освобож­ дение для гармонического развития личности. Остается только надоить из этого побольше слов, чтобы реферат -был потолще. Девятнадцать лет, уже вполне осмотрелся, понял, за ЧТО получают конфетку. Встал и сам в очередь за конфеткой — бесплатной. Вот подошла очередь, вот ты уже выкрикнул похвальное «дважды два — четыре» и протянул руку за вознаграждением. А преподаватель прочитал заголовок твоего рефе­ рата, ему и заглядывать туда не понадобилось, все содержание было написано на твоей роже, вся степень научности твоего труда. — Как скажется на личности труд, состоящий из нажиманья на кнопки? — спросил преподаватель. — Ну...— пожал плечами Глеб. — Можете ли вы уверенно доказать, что; когда мы достигнем высо­ кой производительности труда, у нас не будет безработицы? И посмотрел Глебу в глаза. Тихо так спросил, вполголоса. Совсем не так, как с кафедры вещал. Скажи сейчас Глеб «могу», да просто кив­ ни головой —и он получит свою конфетку. Не посмеет преподаватель не ддть ему эту конфетку. За благонамеренность мысли. Преподаватель молчаливо пытал его взглядом. «Знать будущее» Поль Валери назвал самым вздорным устремлением человека, а исто­ рию — «самым опасным продуктом, .вырабатываемым Химией интелек- та, ибо в истории нет никакой очевидности, позволяющей ей диктовать народам образ действий». И что, «история оправдывает все, что поже­ лает». Но здесь дело было не во «вздорности устремлений» — а в со­ гласии Глеба на бесплатную конфетку, вот почему усмехнулся препо­ даватель, вот почему Глеб ужался, усох от стыда и молча протянул руку за своим трудом. И преподаватель, чуть презрительно, пожал плечами и отдал эту работу, оставшуюся без рассмотрения. Они оба как бы до­ говорились считать постыдный этот эпизод забытым; и чтобы впредь больше не спекулировать на черном рынке; наживаясь на чужой беде или чужой глупости,—и на любой чужой несостоятельности. И вот перед Путилиным, сорокалетним главным инженером, стоит — нет, уже не такой, как был тогда Путилин, уже поздно: стоит готовый демагог, и стыд, к которому сейчас взывай не взывай, уже не сработает. Опоздал ты, Путилин. Надо было хотя бы на полгода раньше. Хотя бы тогда, когда ты подмазывался к его продажной загранице, помогши ему укрепиться в единственности этого пути людей. И к этому ты руку приложил, Путилин, хотя сам в молодости был спасен преподавателем, себя не пощадившим, лишь бы отучить тебя от любви к легкой пожи­ ве — ведь чтоб спасти, достаточно и одного взгляда, но отправленного 54

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2