Сибирские огни, 1987, № 2

критик, Шукшин — мастер короткого рас­ сказа. Бросается в глаза активная гражданская позиция М. Морандини, имеющего муже­ ство упрекнуть те круги в обществе, что стремятся воспрепятствовать ширящемуся знакомству соотечественников с наследием Шукшина. Он задает отнюдь не риториче­ ский вопрос: «Скольким итальянцам уда­ лось посмотреть фильмы сибиряка Шукши­ на, которые демонстрировались прошлым летом (1977 год. — Н. С.) не на широком экране, а очень поспешно прошли в залах закрытого просмотра? Всего несколько ты­ сяч. Позор критике, открывшей Шукшина только на Бьеннале в ВенецииІ Его хва­ лили и даже превозносили до небес! А ведь эти тысячи могли превратиться в миллионы, если бы такие фильмы, как «Ваш сын и брат», «Странные люди» и «Калина красная» были показаны по те­ левидению». Именно такая активная, за­ служивающая уважения позиция деятелей культуры и громкий успех шукшинских фильмов в западном мире содействовали показу по итальянскому телевидению в 1978 году всех авторских картин его и ак­ терского дебюта в «Двух Федорах» М. Ху­ циева. Демонстрация этих лент стала зна­ чительным событием в культурной жизни страны, вызвала широкий резонанс в кри­ тике разных идеологических направлений. Если в среде крупнейших деятелей аме­ риканской кинематографии, по авторитет­ ному свидетельству Алексея Каплера, «о Шукшине еще не слышали» (1978), то итальянские, французские, швейцарские искусствоведы, критики и зрители — самые осведомленные о нем в странах Запада. Важными для понимания Шукшина мыс­ лями делится Эридано Баззарелли, вы­ ступая в самой популярной газете Италии «Коррьере делла сера» (1978): советский художник «до конца не изучен и не от­ крыт, его простота— лишь кажущаяся лег­ кость... после преждевременной смерти этого талантливого человека своего време­ ни литература понесла невосполнимую ут­ рату». Предметом осмысления у Шукшина была преимущественно русская деревня, которая и сегодня, несмотря на те измене­ ния, что с ней происходят, остается самой значительной и глубокой областью русской действительности. Он никогда не задавал себе вопроса и никогда не спрашивал сво­ их персонажей, хорошо ли они себя ведут или плохо: он просто чувствовал их, на­ блюдал их жизнь и перемены в ней. Он наделяет их «настоящим русским языком,, богатейшей смесью диалектизмов, флексий — языком, обладающим тонким лиризмом и сдержанной суровостью». Пульс «малой родины», как видим, ощутим даже далеко за ее пределами... Чем вызван непреходящий интерес к личности и наследию Шукшина в отечест­ венной и зарубежной аудитории? По про­ ницательному мнению М. А. Шолохова, «не пропустил он момент, когда народу за­ хотелось сокровенного». Именно это при­ тягательно-сокровенное в творчестве Шук­ шина аккумулировалось в некую ду­ ховную силу, которая позволила книгам и фильмам его пересекать границы, прино­ сить людям правду о «широкой русской д у ­ ше» и жизни советского общества. Вместе с другими советскими мастерами прозы и кино Шукшин дает представление о духов­ ном облике современного человека, как в свое время по книгам Достоевского и Тол­ стого Запад судил о «загадочной русской душе»... Все более входит Шукшин в со­ знание современников как классик совет­ ского рассказа, как блестящий продолжа­ тель традиций, истинно народный талант, сказавший новое слово о русском характе­ ре. ♦

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2