Сибирские огни, 1987, № 2
критик, Шукшин — мастер короткого рас сказа. Бросается в глаза активная гражданская позиция М. Морандини, имеющего муже ство упрекнуть те круги в обществе, что стремятся воспрепятствовать ширящемуся знакомству соотечественников с наследием Шукшина. Он задает отнюдь не риториче ский вопрос: «Скольким итальянцам уда лось посмотреть фильмы сибиряка Шукши на, которые демонстрировались прошлым летом (1977 год. — Н. С.) не на широком экране, а очень поспешно прошли в залах закрытого просмотра? Всего несколько ты сяч. Позор критике, открывшей Шукшина только на Бьеннале в ВенецииІ Его хва лили и даже превозносили до небес! А ведь эти тысячи могли превратиться в миллионы, если бы такие фильмы, как «Ваш сын и брат», «Странные люди» и «Калина красная» были показаны по те левидению». Именно такая активная, за служивающая уважения позиция деятелей культуры и громкий успех шукшинских фильмов в западном мире содействовали показу по итальянскому телевидению в 1978 году всех авторских картин его и ак терского дебюта в «Двух Федорах» М. Ху циева. Демонстрация этих лент стала зна чительным событием в культурной жизни страны, вызвала широкий резонанс в кри тике разных идеологических направлений. Если в среде крупнейших деятелей аме риканской кинематографии, по авторитет ному свидетельству Алексея Каплера, «о Шукшине еще не слышали» (1978), то итальянские, французские, швейцарские искусствоведы, критики и зрители — самые осведомленные о нем в странах Запада. Важными для понимания Шукшина мыс лями делится Эридано Баззарелли, вы ступая в самой популярной газете Италии «Коррьере делла сера» (1978): советский художник «до конца не изучен и не от крыт, его простота— лишь кажущаяся лег кость... после преждевременной смерти этого талантливого человека своего време ни литература понесла невосполнимую ут рату». Предметом осмысления у Шукшина была преимущественно русская деревня, которая и сегодня, несмотря на те измене ния, что с ней происходят, остается самой значительной и глубокой областью русской действительности. Он никогда не задавал себе вопроса и никогда не спрашивал сво их персонажей, хорошо ли они себя ведут или плохо: он просто чувствовал их, на блюдал их жизнь и перемены в ней. Он наделяет их «настоящим русским языком,, богатейшей смесью диалектизмов, флексий — языком, обладающим тонким лиризмом и сдержанной суровостью». Пульс «малой родины», как видим, ощутим даже далеко за ее пределами... Чем вызван непреходящий интерес к личности и наследию Шукшина в отечест венной и зарубежной аудитории? По про ницательному мнению М. А. Шолохова, «не пропустил он момент, когда народу за хотелось сокровенного». Именно это при тягательно-сокровенное в творчестве Шук шина аккумулировалось в некую ду ховную силу, которая позволила книгам и фильмам его пересекать границы, прино сить людям правду о «широкой русской д у ше» и жизни советского общества. Вместе с другими советскими мастерами прозы и кино Шукшин дает представление о духов ном облике современного человека, как в свое время по книгам Достоевского и Тол стого Запад судил о «загадочной русской душе»... Все более входит Шукшин в со знание современников как классик совет ского рассказа, как блестящий продолжа тель традиций, истинно народный талант, сказавший новое слово о русском характе ре. ♦
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2