Сибирские огни, 1987, № 2
рым он был лично знаком и брал у него од но из последних интервью... Друг нашей страны подготовил содержательный цикл репортажей «Из Сибири» (1981), где есть несколько интересных признаний: «Откры вать» Сибирь мне помогала и ваша литера тура. Русские и советские писатели помогли мне для понимания вашей страны в прош лом и настоящем несравнимо больше, чем социологические и философские исследова ния. Понять сибирский характер мне помог ли встречи с Василием Шукшиным». В развернутой статье «Сибирский парень с камерой в руках», опубликованной в «Уни- та», Уго Казираги откликается на расши ренный показ шукшинских фильмов по итальянскому телевидению (1978). Давая обстоятельный обзор творческого пути Шукшина — режиссера и актера, критик не обходит вниманием его литературное нас ледие. Павел Колокольников в режиссер ском дебюте Шукшина «Живет такой па рень» — «деятельная натура, постоянно на ходящаяся в поиске смысла жизни, самого себя». Он хочет найти собственную точку опоры, но очень легко находит ее для дру гих. Эрудированный исследователь видит в шукшинских персонажах «людей странных, «неправильных», чудаковатых — и потому таких привлекательных и жизненных». Как это часто бывало с книгами совет ских литераторов, сборник избранной про зы Шукшина «Братское сердце» (1978), из данный в ФРГ по лицензии ГДР, пришел и в другие немецкоязычные страны Запад ной Европы. В частности, швейцарская газе та «Форвертс» (1978), орган социал-демок ратов, подала его, в отличие от советоло гов, в совершенно непредубежденном осве щении, публикуя рецензию А. Бюлера. Критик отметил правомерность названия сборника, так как оно «правильно указывает на существенные признаки многих изобра жаемых персонажей, на особенности их ха рактера». Автор — не только «мастер пове ствования, которое так захватывающе на пряженно и наглядно», но еще и «все пишет с юмором; из его письма вытекает нечто но вое для русской литературы». Писатель об наруживает также «абсолютную веру в си лы народа», в его «мастерских рассказах отсутствует всякое приукрашивание и мора лизирование». В другом номере «Форвертс» (1981) называет «подлинной премьерой для Швейцарии» литературный вечер памя ти Шукшина в Базеле и ретроспективу пя ти его авторских фильмов в Цюрихе. Сквозь призму «встреч с Шукшиным» серьезными критиками на Западе постига ются современные проблемы социальной и духовной жизни. К примеру, Морандо Мо- рандини считает, что «одна из центральных тем творчества Шукшина как писателя, так и режиссера — взаимоотношение города и деревни, прошлого и настоящего, культуры истинной и мещанской — интересна и акту альна также и для итальянского читателя». Его соотечественник Клаудио Фракасси не ограничивается только наблюдением над стилем прозаика, но и переходит к аргумен тированному социальному заключению: «Без драматического пафоса, точно и глу боко Шукшин изображает острые противо речия материального и духовного характера — результат коренного преобразования де ревни. Всего за несколько десятилетий Со ветскому Союзу, благодаря высоким темпам 1 7 4 развития, удалось осуществить процесс ин дустриализации, который на Западе длил ся двести лет». Прогрессивная литературная критика за рубежом, в противовес советологии, убеди тельно выявляет суть феномена Шукшина. Художественность и народность предстают ведущим мотивом написанного о нем. Ин тересны, в частности, размышления слави ста Т. ДЗмитио-Ильиной из Гроненгенско- го университета (Нидерланды), посвящен ные словесному искусству Шукшина, кото рый «понимал духовную жажду своего современника», его желание высказаться и быть понятым, и это дало ему возмож ность начать такой нужный читателю и зрителю диалог, вызвать его на рассужде ния, возбудив в нем естественное желание сделать самостоятельные выводы. Шукшин- прозаик, полагает исследовательница, был безусловным наследником Чехова-драма- турга и мастера короткого рассказа. Глав ное, что сближает их, — верность правде жизни, диалог, доведенный до совершенст ва, внешняя лаконичность, за которой скрывается глубокий подтекст, ненавязчи вость суждений и полная свобода читателю сделать свой собственный вывод. «И Чехов, и Шукшин представили каждый портреты своего современника на фоне повседневной жизни, незащищенного от пошлости, раз мышляющего, ищущего смысл собственно го существования...». На родине кинематографа появился пер сонально посвященный ' Шукшину номер журнала, выпущенного Обществом «Фран ция—СССР» (1981). В теплой биографиче ской зарисовке Эммы Ле Шануа Шукшин — «не только большой актер, но и оригиналь ный большой режиссер и прежде всего, быть может, новеллист и романист, произ ведения которого наполнены ударными, взрывными диалогами, звучащими очень свежо». Шукшин верит в моральное здоро вье своего народа, утверждает критик, именно моральное здоровье составляет си лу и величие страны. Любопытны своей новизной размышле ния Роберта Грелье об эстетических взгля дах Шукшина. Не знаю, — пишет критик, — читал ли Василий Шукшин Бертольта Брехта, но я уверен, что прежде чем стать писателем и кинематографистом, он был уже одним из самых достоверных персона жей творчества этого немецкого драматур га как по своему жизненному пути, так и по сути своих произведений. Шукшин мог бы стать одной из моделей, которая послужила написанию «Мамаша Кураж», «Кавказско го мелового круга» или «Человек есть че ловек». Он также мог быть автором этих замечательных пьес, где диалектика и здравый смысл прекрасно уживаются. Не был ли он, как и Брехт, человеком, влюб ленным в преобразующую силу Правды? Он сохранил свежесть и неумолимую логи ку — черты, которые обнаруживаются толь ко у людей, живущих рядом с землей... Шукшин остался верен своим корням: именно потому его персонажи стали неиз бежно похожи на тех, кого мы встречаем у Брехта». Для Эмилии Магнанини, выражающей точку зрения многих серьезных критиков в Италии, Шукшин является «одним из наи более интересных и многогранных предста вителей русской культуры за последние 10
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2