Сибирские огни, 1987, № 2
дарству и партии, наглядно видно на при мере известного высказывания М. А... Шо лохова о том, что писать по-партийному — значит писать по велению сердца, принад лежащего народу. Это идейно-эстетическое кредо социалистических деятелей культуры. Тенденциозная предвзятость видна и на «образце» внешне беспристрастного подхо да к Шукшину итальянского слависта Вит торио Страды. В рецензии на сборник из бранной прозы «Калина красная» (1978) он стремится, как Уже не раз бывало, «отлу чить» автора от основного метода совет ской литературы. Справедливо отмечая глу бину, искренность и народность творчества писателя, тематически условную принад лежность его к «деревенским» литераторам, В. Страда тем не менее настойчиво продол жает развивать надуманные тезисы о «на личии в нем элемента разочарования и бе зысходности», «моральной неудовлетворен ности» и тому подобное. Размышляя о пи сательской судьбе Шукшина, он преднаме ренно снижает до уровня окололитератур ного разговора, начиненного дозой близору ких политических выпадов, ставит в один ряд с Шукшиным безвестных диссидентов, фальсифицируя тем самым идейную пози цию автора. На каждый объективный довод критик непременно находит свой отрица тельный «противовес». А в оценке сценария о Степане Разине его суждения становятся просто абсурдными, заветный герой Шук шина, воплощающий национальное содер жание, оказывается, «избирает путь вос стания как путь... освобождения собствен ного «я», собственного бытия, но не как путь социального освобождения» (???)... Именно социальным содержанием своего творчества Шукшин, наряду с другими большими советскими художниками, опасен для сильных мира сего на Западе! Именно потому верно служащий им В. Страда ста вит все с ног на голову. Наши идейные противники всячески ра туют за модернизм, видя в нем антипод со циалистическому искусству и его методу. По этой причине они охотно обращаются к структурализму, генетически связанному а модернистской эстетикой. Структуралист ский метод анализа литературных произ ведений в применении советологов поражен еще в большей степени вирусами антисо ветизма, так как расширяются возможно сти по выхолащиванию их идейного содер жания и дискредитации. «Венский альманах славистов» (1979) опубликовал статью швейцарского исследо вателя Л. Геллера, посвященную одному из лучших шукшинских рассказов «Срезал» как «объекту с переменным фокусным рас стоянием» (?!). Давая различные «прочте ния» текста, он видит в нем прежде всего «бытовую притчу о том, как умный мужик перехитрил ученого барина...» Рассказ «Срезал», как известно, объек тивно развенчивает демагога Глеба Капу стина и в то же время призывает к высо кой профессиональной ответственности каж дого специалиста. А вот Л. Геллером он ха рактеризуется как «испытание для того, чтобы дать волю чувству агрессивности», вызванному осознанием «своего низшего положения в обществе, подчиненном иерар хическому порядку»... Целенаправленно искажая связи в образной системе произ ведения, суть общественных отношений в 172 СССР, политический провокатор усматри вает «в центре драму Глеба —- борца про-, тив иерархии, представителя угнетенного мира деревни,- миссия которого благородна» (?І). Эти выводы могли бы вызвать у нас только саркастическую усмешку, если бы за рубежом не верили подобным «исследо вателям» доверчивые читатели... Целенаправленная дискредитация совето логией социалистической культуры стано вится с 70-х годов более гибкой, приспо сабливающейся к переменам в политиче ском климате, тактика — не' столь «лобо вой»: нередко говорится о заслуженном ми ровом признании Шукшина и других боль ших'мастеров слова и кино, их высоком ху дожественном даровании. Но при этом гру бо фальсифицируется идейное содержание советского искусства, уход от эстетики в об ласть политики пытаются смягчить похва лой и комплиментами, призванными демон стрировать иллюзорную «беспристрастность» того или иного ученого мужа. Западногерманская «Франкфуртер Аль- гемайне Цайтунг» (1979) напечатала ре цензию Тадеуша Новаковски на первый в стране сборник рассказов Шукшина «Брат ское сердце». К сожалению, критик, дале кий от благожелательного разговора, всту пает в бой с шукшинским словом. Заметив, что у «симпатичного сибиряка проза отчет ливо фильмового характера», есть «мастер ски выполненные, быстрые зарисовки жиз ни, верный колорит времени и среды, живо и с любовью обрисованы «маленькие люди», он затем с плохо скрываемой непри'язнью извращает реальные связи персонажей в поэтике Шукшина. Трагическая судьба Его ра Прокудина воспринимается в типичном для Запада аспекте: не в ее философском звучании, как, например, в Болгарии, ГДР, Польше, Чехословакии, Венгрии, а сюжетно событийно -—сквозь призму современного западного кинематографа — как увлека тельный и не лишенный определенной нази дательности рассказ о раскаявшемся пре ступнике... А ведь в авторском понимании «Калина красная» — фильм по своей идее и художественному пафосу о сложном че ловеке, о тяжести предательства, о возвра щении к духовным истокам, о возмездии. Неоднозначный Шукшин «позволяет» за падногерманскому критику утверждать, что в советской литературе 70-х годов буд то бы «наметился переход от позитивного героя к негативному». Среди откликов на сборник «Братское сердце» в ФРГ, Австрии и Швейцарии выде ляется своей политической тенденциозно стью рецензия профессора Кельнского уни верситета Вольфганга Казака, скандально известного своими псевдонаучными опусами о видных советских литераторах. В статье, провокационно озаглавленной «Когда душа засыхает», он не упускает случая сделать ядовитые выпады, недвусмысленно говоря щие о его мировоззренческом кредо. Уже само название ее свидетельствует о том, что В. Казак ведет атаку на покоряю щий читателей и зрителей многих стран, в том числе и ФРГ, гуманизм писателя. Ведь понятие «душа» является ключевым в поэ тике Шукшина: оно присутствует в каждом его произведении. В них душа человеческая «смеется», «мучается», «плачет», «хочет го реть от любви», но чаще всего она «болит»,.,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2