Сибирские огни, 1987, № 2
на против всего социалистического искус ства и его метода. В развитии культурных связей между Советским Союзом и странами Запада всегда присутствовали две взаимно про тивоположные тенденции: с одной сторо ны, стремление буржуазных идеологов «отстранить» советское искусство от сво их народов или, по меньшей (мере, дис кредитировать его, с другой — активная борьба гуманистических и миролюбивых сил, ищущих плодотворных контактов, традиционного обмена духовными ценно стями. Идеологические атаки на советскую культуру критиков от политики, приобре тая особую изощренность в последние го ды, постоянно усиливаются. В частности, ежегодник «Рашен энд славик литераче» (1976) поместил развернутую статью про фессора Даремского университета (СЩА) Стефена Ле Флеминга «Василий Шук шин — современный скиф...» Под претен циозным названием и псевдонаучностью «скифской темы» вырисовывается не то лько последовательная дискредитация сложных философско-эстетических ис каний некоторых деятелей русской куль туры на рубеже веков, но исознательно искажается мировоззренческая и худо жественная позиция советского писателя. Ложный идеалистический тезис — «скиф восстает против любой системы» — ока зывается нужным опытному советологу для объяснения впечатляющего искусст ва Шукшина, которому приписывается «скифское восприятие индивидуальной свободы...» Недвусмысленно проявляет ся стремление увидеть в Шукшине «оп позиционера» советскому обществу. Анти историческая фразеология нужна также С. Флемингу для того, чтобы подвести идеологическую мину под образную сис тему и проблематику творчества Шукши на. Его крестьяне будто бы сохраняют «архетипические характеристики» (т. е. присущие им издревле качества.— Н. С.), а современные сложности общественного развития могут быть объяснены в «вели колепно бунтующих, но темных казаках Степана Разина» или образом Егора Лю бавина, как известно, не принявшего ре волюционной нови на селе. Несомненно, оценочные критерии, к которым прибега ет С. Флеминг, находятся за рамками эс тетики: он видит свою основную задачу в распространении' догм антикоммуниз ма — и потому все сказанное им проти воречит реальным фактам. В трактовке явлений советской литера туры и кино нашими идейными противни ками часто встречаются разного рода на укообразные, путаные, оторванные от контекста жизни советского общества «эс тетические» рассуждения, соседствующие с тенденциозными измышлениями в духе реакционной буржуазной пропаганды — им несть числа. Негативную лепту в интерпретацию прозы Шукшина внесла также нью-йорк ская «Таймс литерари саплмент» (1978) в пространной рецензии Джона Данлопа на посмертный двухтомник писателя (1975). Говоря о «почти беспрецедентной популярности» этого автора в СССР, «редкостном феномене», «замечательном впечатлении», производимом «правди выми картинами сельской России» в его произведениях, американский борзопи сец наполняет свой анализ максимумом по литических выпадов, чтобы нейтрализо вать высказанные объективные оценки. В потоке похвал он не стремится объек тивно определить мировоззренческую по зицию Шукшина: ему на руку созданная правой критикой легенда об «оппозицион ности» художника. Не утруждая себя до казательствами, яростно ополчаясь против основополагающих принципов социали стическою реализма — партийности и на родности, Данлоп сразу находит «Калину красную» «очень противоречивым филь мом», создателю которого якобы «было позволено стать фигурой культа после своей смерти». Всю свою «аргументацию» он черпает из основательно застарелого архива советологии, пытаясь всячески очернить популярного автора и особенно взрастивший его общественный строй. Желая помешать ширящемуся в запад ном мире интересу к Шукшину, критик представляет его «индифферентным и да же враждебным идеологии», в Шукшине якобы есть «анархический элемент, свя занный с эмоциональным синдромом, а его герой — типичный бунтарь». Под вергая остракизму литератора, отдавшею свой редкостный талант народу, Данлоп охотно прячется за спины столпов амери канской советологии: он определяет прозу Шукшина как «пеструю смесь старомодного реализма с православным христианством и экзистенциалистическим пессимизмом...» Не спасают Данлопа от уличения в полной некомпетентности и огульном охаивании раздаваемые Шукшину комплименты, кото рые лишь подчеркивают неблагодарную тен денциозность критика. Уже давно для США вопрос глубокого знания культуры и харак тера жизни других стран становится вопро сом первостепенной важности. Содержательная, познавательная, рево люционная во всех своих элементах сущ ность советского искусства вызывает непре ходящую враждебную реакцию в стане наших идейных противников Они не только пытаются приспособить лучшее из советско го духовного наследия к буржуазной или ревизионистской системе ценностей, но и представляют советских художников как «изгнанников в пределах собственной культуры» или пытаются показать их людь ми, якобы выступающими против «обску рантизма», «догматизма» и «схематизма» нашей системы и даже противостоящими ей. Эти приемы-домыслы, несомненно, переко чевали через Атлантику и были подхвачены европейскими советологами. К примеру, в «трактовке» У. Буццолана (Италия) Шук шину будто бы свойственна «привержен ность мятежным идеалам», а его соотечест веннику В. Мауро советский писатель ви дится «потенциальным бунтовщиком, про тивопоставляющим своих инакомыслящих героев положительным персонажам». Невоз можно объяснить литературно-эстетические явления, используя узкоклассовые догмы и политические предрассудки! Под какими бы масками ни скрывались советологи, их всегда выдает неприязнь к социализму, к его искусству. Насколько беспочвенны все возможные вариации советологов об «оп позиционности» советских писателей госу 171
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2