Сибирские огни, 1987, № 2
шин» (Варшава, 1981) есть следствие большой известности и признания в Поль ше советского деятеля культуры. В поле зрения исследователя — весь творческий путь Шукшина, но основное внимание обращено на его кинематограф. По мнению Э. Павляка, Шукшин — «одна из крупнейших индивидуальностей современного советского кино», которая отличается очень личностным, «'насквозь авторским» взглядам на искусство, само забвенно высказывающей на экране свои мысли, проблемы — всего себя. Из мно жества элементов, из многих слоев скла дывается творческая личность Шукшина. Он был художником с мощнейшим тем пераментом, всесторонне одаренным, ис тинно русским. Искусство для него было выразителем исключительно Правды. «Российское™» в творчестве Шукшина, его связь с литературной традицией поль ский критик видит прежде всего в мо ральной ранимости, в постоянной «болез ни» духовного нутра человека, ищущего этические ценности, непрерывно задаю щего себе «проклятые» вопросы, как пер сонажи Достоевского и Толстого, о смыс ле собственного существования. «Какие новые ценности внес он в сов ременное искусство? Почему жизнь и творчество Шукшина привлекают нас с такой силой, так мощно влияют на на шу душу и воображение, что часто под их воздействием мы пересматриваем свои взгляды на определенные явления как жизни, так и искусства?» — размышляет Э. Павляк. Он обосновывает жизненную философию Шукшина, находя в ней ис точник того оригинального взгляда на действительность, который характерен для каждой ипостаси его. Эта филосо фия берет начало в богатой шукшинской биографии... Национальная самобытность «Любави ных» не ограничивала доступность совет ского писателя, а, напротив, была одной из важных предпосылок его вхождения в духовный мир, культурный обиход поль ского народа. Критик верно почувство вал авторское стремление осмыслить осо бенности современного исторического развития, нравственное сознание совре менника в проекции на прошлое. Он вступает в открытую полемику с весьма субъективной оценкой романа некоторыми советскими исследователями, упрекавшими Шукшина во «вторичности» произведе ния. «Ничего здесь нет схематичного, нет легких, сфабрикованных и поддельных решений», — подчеркивает Э. Павляк, об ращая внимание соотечественников на кажущуюся простоту книг Шукшина и констатируя, что их «недостаточно прочи тать один раз, так как можно не понять истинного смысла и звучания» — в них есть «второе дно»; Шукшина «нужно смцковать, вчитываться помаленьку, с пе рерывами»; «проза его набирает со вре менем все больше зрелости, поражая своей неповторимой прелестью, вкусом и колоритом». На экране Шукшин дополнял свою ла коничную манеру письма, обогащая ее образами совершенно новыми, пластично представлял то, что было выражено толь ко словами, добавлял зрительное™, силь 170 но акцетировал пространство. Если в рассказах, справедливо полагает Э. Пав ляк, он редко показывает красоту пейза жа, описание природы обозначает не сколькими штрихами, то на экране он по долгу останавливается на образах при роды. Панорамное, полное детализации восприятие сельских пейзажей дает жиз ни героев дополнительные измерения, ре шающим образом воздействуя на углуб ление «духовного пространства» персона жей. «Вместе с Шукшиным на экран вторглась настоящая, хотя и фрагментар но представленная, сельская жизнь...» Привлекают наше внимание интересные наблюдения критика над актерской инди видуальностью Шукшина. Он входил в роль стремительно, сразу придавая соз даваемому образу остроту и драматизм. В фильме — «лебединой песне» актера — «Они сражались за Родину» все время доминирует Шукшин-Лопахин, «напоми ная Василия Теркина, задорных людей, одаренных большой жизненной силой». Он играл «невероятно свободно, мастер ски переходя от одного настроя к друго му». В какой бы области ни творил Шук шин, он всегда был далек от искусствен ных построений. В ЭТОЙ исходной пози ции проявляется «истинно русский фено мен» его дарования. На «киноволне» оживленного интере са мировой общественности к личности и творчеству Шукшина появились сборни ки избранной прозы во Франции, ФРГ, Италии, Финляндии, США, Японии, стра нах Скандинавии и других. В противовес последовательному освое нию художника критиками социалистиче ских стран в буржуазных странах вок руг его книг и фильмов никогда не ути хала острая идеологическая борьба, ве дущаяся либо путем замалчивания и пря мых запретов, либо с помощью фальси фикации и клеветы. Не случайно массо вый читатель и зритель в этих странах до сих пор не имеет возможности осно вательно познакомиться с наследием Шукшина. Даже после триумфального шествия по экранам мира «Калины крас ной» и присуждения фильму премий не скольких международных кинофестива лей реакционная пресса Запада увидела в нем якобы выражение «славянофиль ских идеалов», «христианско-православ ное начало крестьянской души», находи ла — также измышленное — «разобла чение теневых сторон советской действи тельности» и строила на этих «фактах» сенсацию. Эта критика, пользуясь недо статочной осведомленностью многих на Западе, абсолютизирует популярность деревенской тематики в советской лите ратуре наших дней, обнаруживая явно несуществующее «деревенское течение с неуклонным возвращением некоего нео- толстовства» и тому подобное. В новел листике Шукшина она усматривает яко бы «восхваление человека деревни и де ревенской жизни», пресловутое «столкно вение деревни с городом», а советский крестьянин воспринимается только в рус ле узкотенденциозно понимаемой концеп ции «маленького человека». Фальсифика ция Шукшина недвусмысленно направле
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2