Сибирские огни, 1987, № 2

Н. СТОПЧЕНКО ФРОНТ БЕЗ ЗАТИШЬЯ В. ШУКШИН В ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ БОРЬБЕ Н ынешний исторический момент отме­ чен небывалым по своему накалу про­ тивоборством двух полярных миро­ воззрений: идет сражение за умы и сердца миллиардов людей на планете. В нем одним из важнейших участков предстает сфера художественного творчества и литера­ турной критики. Ведь интерпретация со­ ветского искусства и литературы на За­ паде всегда была полем битвы идей, где непримиримо сталкиваются постоянные антагонисты — правда и ложь, прогресс и реакция, реализм и модернизм... Многообразное наследие В. М, Шук­ шина приобрело в 70-е годы заслужен­ ное мировое признание. Его рассказы,' повести и романы издаются на языках всех континентов, авторские фильмы ста­ ли событием в интернациональной ауди­ тории, сатирические комедии и инсцени­ ровки по его произведениям вошли в репертуар десятков зарубежных театров В прозе, на экране и сцене Шукшин убедительно показал свое видение жиз­ ненных проблем, свое понимание и изо­ бражение новых пластов действительно­ сти и новых характеров, важных для оценки современных общественных явле­ ний. Мировое значение наследия Шукшина невозможно понять без учета инонацио­ нальных вариантов его восприятия, в том числе сложностей его прихода к за­ рубежному читателю и зрителю, создава­ емых нашими идейными противниками, а также настойчивой борьбы за него про­ грессивных сил на Западе. Судьба Шукшина-художника за рубе­ жом, наряду с другими талантливыми мастерами слова и кино, неоднозначна для разных стран и нередко исключитель­ но сложна. В странах социалистического содружества его книги, фильмы и коме­ дии нашли широкое признание читателей и зрителей. Повышенное внимание к ис­ кусству Шукшина-рассказчика особенно проявляется в Болгарии, ГДР, Чехосло­ вакии, Польше. В ГДР, например, впер­ вые за рубежом опубликовано четырех­ томное собрание его сочинений — наибо­ лее полное издание прозы писателя в настоящее время, а в Польше уже тремя изданиями вышел роман »Любавины». Шукшин-режиссер в актер получил ис­ ключительно высокую оценку в Венгрии, Польше, Югославии, на Кубе. В частнос­ ти, венгерские кинематографисты, по дос­ тоинству оценив мастерство шукшинской прозы, создали по его рассказам теле­ фильмы «Однодневная весна» (1974, ре­ жиссер Л. Малнаи) и «Обида» (1978, режиссер П. Бачо), который был удосто­ ен первого приза на национальном кон­ курсе. С каждым годом углубляется идейно-художественное восприятие нас­ ледия Шукшина. Десятки статей, очерков, рецензий, не­ сколько диссертаций литературоведов из Болгарии, ГДР в Польши заложили ос­ нову зарубежного шукшиноведения. В них творчество Шукшина рассматривает­ ся в связи с движением современного ис­ кусства, с традициями русской в совет­ ской классики. Глубина проникновения в творческую лабораторию Шукшина, ана­ лиз произведений и оригинальность трак­ товки в раскрытии идейно-философского содержания его наследия позволяют сде­ лать вывод о значительном успехе моло­ дого шукшиноведения за рубежом. Раз­ вернутые статьи Л. Дебюзер (ГДР ), И. Цветкова (НРБ), Н. Секей (ВНР), Т. Позняка (ПНР) и некоторых других при­ надлежат к лучшему, что сказано о Шукшине. Труднообозримый в своем обилии ценный фактический материал со­ держит значительные позитивные момен­ ты, в свете которых мы можем сегодня уточнить и углубить наше понимание от­ крытий художника, преодолеть инерци­ онную силу устаревших оценок и тем са­ мым обрести большую свободу в освое­ нии того, что является нашим достоя­ нием. Появление первой зарубежной моно­ графии Эдварда Павляка «Василий Шук­ 169

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2