Сибирские огни, 1987, № 2
Н. СТОПЧЕНКО ФРОНТ БЕЗ ЗАТИШЬЯ В. ШУКШИН В ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ БОРЬБЕ Н ынешний исторический момент отме чен небывалым по своему накалу про тивоборством двух полярных миро воззрений: идет сражение за умы и сердца миллиардов людей на планете. В нем одним из важнейших участков предстает сфера художественного творчества и литера турной критики. Ведь интерпретация со ветского искусства и литературы на За паде всегда была полем битвы идей, где непримиримо сталкиваются постоянные антагонисты — правда и ложь, прогресс и реакция, реализм и модернизм... Многообразное наследие В. М, Шук шина приобрело в 70-е годы заслужен ное мировое признание. Его рассказы,' повести и романы издаются на языках всех континентов, авторские фильмы ста ли событием в интернациональной ауди тории, сатирические комедии и инсцени ровки по его произведениям вошли в репертуар десятков зарубежных театров В прозе, на экране и сцене Шукшин убедительно показал свое видение жиз ненных проблем, свое понимание и изо бражение новых пластов действительно сти и новых характеров, важных для оценки современных общественных явле ний. Мировое значение наследия Шукшина невозможно понять без учета инонацио нальных вариантов его восприятия, в том числе сложностей его прихода к за рубежному читателю и зрителю, создава емых нашими идейными противниками, а также настойчивой борьбы за него про грессивных сил на Западе. Судьба Шукшина-художника за рубе жом, наряду с другими талантливыми мастерами слова и кино, неоднозначна для разных стран и нередко исключитель но сложна. В странах социалистического содружества его книги, фильмы и коме дии нашли широкое признание читателей и зрителей. Повышенное внимание к ис кусству Шукшина-рассказчика особенно проявляется в Болгарии, ГДР, Чехосло вакии, Польше. В ГДР, например, впер вые за рубежом опубликовано четырех томное собрание его сочинений — наибо лее полное издание прозы писателя в настоящее время, а в Польше уже тремя изданиями вышел роман »Любавины». Шукшин-режиссер в актер получил ис ключительно высокую оценку в Венгрии, Польше, Югославии, на Кубе. В частнос ти, венгерские кинематографисты, по дос тоинству оценив мастерство шукшинской прозы, создали по его рассказам теле фильмы «Однодневная весна» (1974, ре жиссер Л. Малнаи) и «Обида» (1978, режиссер П. Бачо), который был удосто ен первого приза на национальном кон курсе. С каждым годом углубляется идейно-художественное восприятие нас ледия Шукшина. Десятки статей, очерков, рецензий, не сколько диссертаций литературоведов из Болгарии, ГДР в Польши заложили ос нову зарубежного шукшиноведения. В них творчество Шукшина рассматривает ся в связи с движением современного ис кусства, с традициями русской в совет ской классики. Глубина проникновения в творческую лабораторию Шукшина, ана лиз произведений и оригинальность трак товки в раскрытии идейно-философского содержания его наследия позволяют сде лать вывод о значительном успехе моло дого шукшиноведения за рубежом. Раз вернутые статьи Л. Дебюзер (ГДР ), И. Цветкова (НРБ), Н. Секей (ВНР), Т. Позняка (ПНР) и некоторых других при надлежат к лучшему, что сказано о Шукшине. Труднообозримый в своем обилии ценный фактический материал со держит значительные позитивные момен ты, в свете которых мы можем сегодня уточнить и углубить наше понимание от крытий художника, преодолеть инерци онную силу устаревших оценок и тем са мым обрести большую свободу в освое нии того, что является нашим достоя нием. Появление первой зарубежной моно графии Эдварда Павляка «Василий Шук 169
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2