Сибирские огни, 1987, № 2
да море штормит и людям грозит большая опасность. Одна из основополагающих задач об щества зрелого социализма — всесторон нее развитие самого человека, его культу ры, образования, общественной сознатель ности. Ценность повести В. Озолина и ви дится прежде всего в том, что писатель чувствует себя причастным ко всему про исходящему в океане жизни, ответствен ным за человека и мир, его окружающий. Он стремится способствовать процессу ста новления человека, без которого немысли мо продвижение к . высокой цели. В. Озолин в повести «Черные утки» часто обращается к оценке произведений искус ства. Из современных советских авторов ему особенно дорог В. Конецкий. Это об наруживается не только в декларациях автора повести, но и в самой художествен ной структуре его произведения. Да, прозу В. Конецкого критика опреде ляет как прозу ироничную, с ярко выра женной парадоксальностью стиля. Все это имеет место в его романе-странствии «За доброй надеждой», что отнюдь не мешает писателю привести читателя к чрезвычайно серьезным проблемам, достичь высокого уровня обобщения, которого порою, как уже отмечалось, недостает повести В. Озо лина. В самом деле стоит, пожалуй, в связи с этим пристальнее всмотреться в стилевую манеру В. Конецкого и попытаться разо браться в его способности к широким обобщениям. Когда в 1969 году очерки, публиковав шиеся на страницах различных журналов, были собраны в одну книгу — «Соленый лед», В. Конецкий определил ее жанр как «путевые очерки». Ни у кого тогда не во зникло сомнений относительно точности такого обозначения. Затем, к середине се мидесятых годов, цикл пополнился новыми произведениями —«Среди мифов и рифов», «Морские сны», «Начало конца комедии», получившими теперь общее название «За доброй надеждой». Вряд ли следует воз ражать и против нового жанрового опре деления «роман-странствие», ибо перед на ми действительно роман, хотя и очень свое образный, позволяющий убедиться в необы чайно широком диапазоне литературы се годняшнего дня. Однако роман-странствие В. Конецкого может служить и еще одним примером не обычайной популярности мотива памяти в современной прозе. Хорошо чувствует и часто обращается писатель и к другим яр ко выраженным тенденциям нашей лите ратуры, которые опять-таки связаны с па мятью художника. Имеется в виду усиле ние лирического, авторского начала и до- кументализма. Об этой органической свя зи двух тенденций хорошо сказал сам В. Конецкий: «Ведь все наши душевные состояния хранятся в нас, как хранится в закрытом рояле вся музыка мира. Что-то или кто-то тронет клавиши, и возникнет та мелодия, которая давно забыта, но ее но ты не истлели на душевном складе. Конеч но, плеск живой жизни почти мгновенно заглушает эту мелодию. Но она успевает подарить нам прошлое, давно исчезнувшее в хаосе времени». Если уж согласиться с этим сравнением, точнее было бы говорить не о «чем-то» или «ком-то», кто трогает клавиши, а о совер шенно определенной личности — личности автора, повествователя. Образ этот и объ единяет весь необычайно богатый и разно образный жизненный материал, научные, географические и исторические сведения, душевные движения и философские обоб щения. «Документ молчит без автора-ху- дожника,— справедливо утверждает В. Конецкий.— Это автор открывает докумен ту рот. И тогда документ кричит и спосо бен даже потрясать». Вспомним некоторые документальные сведения, использованные в романе-стран ствии и обретшие благодаря авторской по зиции голос, который звучит иронично или гневно, грустно или весело, держит чита теля в постоянном эмоциональном и нрав ственном напряжении. При всем при этом одна проблема посто янно вырывается вперед, рассматривается автором с самых различных сторон — проблема іѵіира. Размышляет ли В Конец кий об океанографических исследованиях или о силе атомной энергии, об истории или сегодняшнем дне, он естественно приходит к размышлениям о мире на планете. Он с удовлетворением отмечает, что ныне интерес к морю, его богатствам и тайнам необы чайно возрос на всем земном шаре. Сотни океанографических судов бороздят моря и океаны, хотя государства совсем недавно весьма неохотно шли на такие траты Но нельзя не видеть и того, что науку эту, как и некоторые другие, подталкивают во енные цели. «От всего на свете — от ато ма до космоса, от облаков до морских глубин — несет войной»,— с сожалением резюмирует автор. И далее писатель обращается к истории, она подтверждает его тревожную мысль, заставляет содрогнуться от жестокости и цинизма тех, кто проводил в жизнь пер вый план атомной бомбежки. Самолет с атомной бомбой уже держал курс на Хи росиму, и генерал Лесли имел некоторое свободное время от вылета самолета до атаки. Время это он занял теннисом, по том обедом с женой и дочерью. Сообще ние о взрыве пришло, когда доели десерт. Автор цитирует дневники Лесли и не в си лах удержаться от замечания: «Я могу по нять все, кроме того, что генерал Лесли играл в теннис, обедал, кушал десерт. Я даже мог бы понять его, если бы генерал Лесли после вылета самолета ушел в цер ковь и молился. Но он не молился». На страницах романа В. Конецкого за печатлено множество лиц, событий, приве дена масса научных сведений из самых различных сфер, богат роман и автобиогра фическим материалом. Но все это выстра ивается в не совсем обычный сюжетный ряд. Автор нет-нет да напоминает об этом: «Я опять отвлекся,— пишет он,— но не корю себя Если кто-нибудь ждал от этих записок сюжетных рассказов, он давно уже обманулся в своих ожиданиях». Однако весь этот пестрый материал, осо бенно автобиографические зарисовки, в конце концов стягиваются в один узел. Пе ред читателем проходят воспоминания ав тора о детских и юношеских годах, о служ бе, о житейских историях в кубриках мат росских, о походах в баню, которые, по иро 167
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2