Сибирские огни, 1987, № 2
жизнь которого впереди. Однако автор не спешит и теперь воздать должное добру и злу: избежать возмездия удается- пока ка рателю Звягину и Варваре; нелегким, су дя по финалу повести, обещает быть и дальнейший путь Кати. Третья повесть цикла — «Время стре коз» — посвящена, главным образом, офице ру Звягину и другим белогвардейцам, выме тенным из России революцией. По-разному живут на чужбине эти люди. Одни, как Александра Львовна, находят в себе си лы вернуться на Родину. Другие — ступают на землю своих отцов как диверсанты и шпионы. Офицер Звягин лучше других видит всю гибельность никчемной жизни вдалеке от родной земли. Документальный материал, включенный писателем и в третью повесть цикла, приоб ретает теперь определенную характеризу ющую функцию. Выписки из газет, офици альных сообщений помогают автору дать читателю представление о бьющей ключом жизни в Стране Советов. С другой сторо ны, эти материалы все больше утверждают Звягина в мысли, что страна, где он ныне живет, омерзительна, а устремления рус ской эмиграции обречены на провал. Интересно и убедительно аргументирует авторскую мысль об «отмирании» Звягина Е. Цейтлин в своем очерке о творчестве А. Шастина: «Время в эмиграции оказалось для него пустым. Постепенно все вокруг него вымирает. Люди, чувства, убеждения, душа. Повесть не случайно начинается сценой на кладбище. Потом кажется, что кладбище чудовищно разрастается до раз меров большого города. В нем живые тру пы — сидят в ресторанах; боясь вечности, молятся в церкви; удовлетворяют свои ма ленькие земные страсти. Годы приносят Звягину лишь одно: «уходили люди, чтоб никогда больше не возвращаться. Те, ко торых он принимал и кого презирал. И ста новились они равными перед вечностью, а он оставался до своего срока. И его приязнь и презрение оставались с ним. А годы ухо дили, и всему было свое время: время уби вать и время врачевать, время говорить... Но того, которое он ждал, не приходило, ибо было время покидать, но не было вре мени возвращаться». А там, за рекой, на бывшей родине Звя гина идет полнокровная жизнь. Даже га зетные заголовки мая-июня 1934 года, приводимые автором, способны многое ска зать читателю и объяснить психологически мрачные мысли Звягина: «Герои Арктики, Герои Советского Союза, челюскинцы в Иркутске. Иркутск приветствует земляков героев-летчиков Доронина, Слепнева и Та лышева. Привет краевому съезду колхозни- ков-ударников. 500 000 парт нового образ ца для школ края». Среди сообщений мирного характера и тревожные вести: «Белогвардейские форми рования на советско-маньчжурской границе находятся только в погранполосе, противо лежащей Восточно-Сибирскому краю. В по гранполосе, противолежащей Дальневосточ ному краю, чисто, белогвардейских форми рований нет. Имеющиеся же отдельные группы белогвардейцев вкраплены в состав японо-маньчжурских отрядов, выполняющих функции полицейско-разведывательных ор ганов. (Из справки Главного управления пограничной охраны войск ОГПУ. Не ра нее января 1934 г.)». В одну из диверсионных групп вошел и Звягин, вошел скорее от неимоверной тос ки по родным местам, хорошо предчувствуя всю_ бесперспективность подобных меропри ятий. Ему удалось при переходе границы уйти от пули в перестрелке, избежать арес та. Однако безнадежность и своего поло жения, и своих хозяев ему теперь абсолют но ясна. Как когда-то Ковалев, Звягин и теперь многого еще не понимает, осмысливает со своих, чуждых революционной России, по зиций. Но главное, что ему стало ясно,: без родины он жить дальше не сможет. «Рос сия все-таки вечно останется с тобой,— решил Звягин. Он поднялся и половчее при ладил мешок. — Были Грозный и Петр и последние Романовы, а теперь ее комиссар ство. Все менялось, а сущность ее остава лась неизменной. И в тебе самом живут ее лень и трудолюбие, нищета, раболепие и гордость, ее доблесть, жестокость и доб рота, и вообще все, что было в ней доро го и противно тебе. И отринутый ею, ты все-таки принадлежал ей. И от этого ни куда не уйти». Цикл повестей А. Шастина «Время стре коз» убеждает, что лучшие люди револю ционной эпохи, если они находились даже по другую сторону баррикады, порою де лали шаг к истине. Движение это было для них нелегким, мучительным, иногда трагическим, но оно определялось самим ходом истории. В этом и состоит гумани стический смысл новой действительности, в этом пафос талантливого произведения А. Шастина. Конспективно намеченный портрет эпохи гражданской войны в повести «...И сбли жаются годы», наброски характеров людей того времени, как видим, получают теперь совсем иное воплощение. И в этом глубин ном социально-психологическом пафосе — один из признаков нового творческого этапа писателя, определенного самим вре менем. Современная советская литература преж де всего и отличается повышенным интере сом к человеку наших дней, стремлением раскрыть его характер в самых различных сферах. «Нам человек сажен, а не дета ли, которые он вытачивает, — справедливо утверждает один из героев повести А. Чер ноусова «Чужие». — Человек — наша конеч ная цель, а не детали, не сапоги, не вещи...». Нельзя не отметить при этом, что литера тура наша не ограничивается сегодняшним состоянием характера своего героя, она об ращается постоянно к истокам характера нашего современника, верно полагая, что без дня вчерашнего непонятен и день се годняшний. Все это свидетельствует о повышенном интересе к многогранному миру нашего современника, о гуманистической сущности литературы зрелого социализма. По точно му замечанию С. Залыгина, «только гу манному обществу есть дело до отдель ной личности, до ее переживаний, до ее судьбы...». А. Шастин исследует разные судьбы, на различных этапах исторического развития 163
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2