Сибирские огни, 1987, № 2

стов — военного и сегодняшнего. Путь этот, как мы видели, наиболее убедительно намечен в повести «Награде не подлежит», одном из лучших произведений А. Собо­ лева. Освоение современности, характеров лю­ дей сегодняшнего дня — одна из слож­ нейших и труднейших задач литературы. Потому, очевидно, и не умолкают дискус­ сии на страницах литературной периодики о герое наших дней, о принципах и путях его художественного воплощения. Универсальные ответы на эти вопросы вряд ли найдет какая-либо нынешняя дис­ куссия или будущая полемика. А вот ис­ следование творчества отдельно взятого ху­ дожника может привести к определенным выводам. А потому и следует, очевидно, обратиться к опыту некоторых писателей, к анализу их произведений о сегодняшнем дне, стремясь выявить как можно полнее их принципы и пути постижения современ­ ности. И здесь напряженно работает па­ мять художника. Ее активность — в отборе, избирательности, что определяет высокую меру ответственности. В статье Д. С. Лихачева «Память» есть слова,'которые, как мне кажется, прямо об­ ращены к современности, к сегодняшнему быстротекущему дню: «Память вовсе не механистична. Это важнейший т в о р ч е ­ с к и й п р о ц е с с : именно п р о ц е с с и именно т в о р ч е с к и й » . Весьма своеобразен и во многом поучи­ телен путь к освоению современности у ир­ кутского прозаика А. Шастина. Литератур­ ная деятельность его началась с конца пя­ тидесятых годов, когда было издано не­ сколько книг для детей. В 1964 году писа­ тель обратился к зрелой читательской ау­ дитории повестью «...И сближаются годы». Книга имела определенный успех. Это и была попытка освоения «взрослой» совре­ менности. Жизнь центрального героя повести Наде- ева прослеживается по вершинным его де­ лам: гражданская война, борьба с белобан- дитами, строительство первенца пятилетки, война с фашистами, строительство комбина­ та на Севере в наши дни. Столь широкий хронологический охват на сравнительно небольшой площади привел к одностороннему освоению характера и вре­ мени; эмоциональная стихия повествова­ ния «заметно теснит начало социально-ана­ литическое», как точно отмечено В. Оско- цким в послесловии к одной из книг А. Ша­ стина. Скажем, течение времени, его приметы передаются чаще всего чисто внешними средствами: «Мелькнули низкие дома окра­ ины, извозчичья пролетка, афишная тумба: «Год 1919», «Граница на замке», «Чапа­ ев», «Борьба продолжается». А иной раз и простая констатация быстротечности вре­ мени: «А годы перелистывались, уходили. И люди удивлялись, как они быстро мину­ ли». Столь же обобщенно-эмоциональными средствами осваиваются порою характеры людей. О людях гражданской войны:. «Вре­ мя выветрило из надежной людской памя­ ти их имена и прозвища, оставив в наслед­ ство потомкам лишь немногие из них для подражания и примера. Оно заменило па­ мять о каждом в отдельности песнями и 162 легендами о делах поколения, оставившего в наследство детям своим жизнь, обновлен­ ную землю и право распорядиться ими до­ стойно». Да, в повести «...И сближаются годы» есть герой, есть персонаж, ему противосто­ ящий -Г- Седышко, есть другие действующие лица. Но представляются они скорее сим­ волами разных полюсов, нежели живыми людьми во плоти и крови. Тем не менее повесть «...И сближаются годы» очень важна для дальнейшего твор­ ческого роста писателя. Опыт создания этой книги-песни, книги-гимна привел писа­ теля к мысли о необходимости тщательно­ го исследования каждой эпохи, каждого от­ дельно взятого человека. С повестью «Шаг до истины» (1968) справедливо связывают литературную зре­ лость писателя. В предисловии к этой по­ вести С. Залыгин отмечал, что написано это произведение «человеком талантливым, зор­ ким, современным». В 1979 году писатель издал книгу из трех повестей с общим названием «Время стрекоз», куда вошли произведения «Дом, полный кошек», «В ночь на субботу» и «Время стрекоз». Ранее мне уже приходилось писать о характере использования, документального материала в двух первых повестях трило­ гии, нет нужды сейчас еще раз возвращать­ ся к уже сказанному. Важно лишь заме­ тить, что в произведениях этих принципи­ ально изменился сам подход к раскрытию характеров и эпохи. Отмечено это и писа­ телем во вводном слове к завершенному теперь циклу. «...Все они были людь­ ми. И все вместе они составляли время. И оно прошло мимо меня в тот августов­ ский день среди желтеющих берез, на са­ мой грани прошлого и настоящего». В самом деле, светлый и чистый мир лич­ ных переживаний молодого красноармейца Андреюшкина, его гуманистическая устрем­ ленность взращены отнюдь не только дет­ скими воспоминаниями и собственной на­ турой. Это характер, рожденный самой ре­ волюцией, определенный прежде всего гу­ манистическими целями молодой Советской власти. Писатель раскрывает этим самым зависимость микромира личности от ма­ кромира революции. Для Андреюшкина непреложным законом нового мира является убеждение, что «ру­ бить надо только там, где другого выхода нет. Где можно спасти, нужно спасать». Именно так и действует молодой чоновец, достигая значительно большего, нежели его товарищ — Усов, которому, в отличие от Андреюшкина, близка и понятна лишь ка­ рающая функция революции. Удачей писателя в повести «Дом, пол­ ный кошек» является образ офицера Ко­ валева. Точными и тонкими штрихами ав­ тор намечает постепенное движение Кова­ лева к сознательному участию в борьбе против белогвардейских мятежников. «...А когда остается ему всего какой-то шаг до истины, он гибнет, еще не став другим, но уже не будучи прежним». Этот шаг к истине сделает во второй по­ вести, «В ночь на субботу», его жена Ка­ тя. Она пойдет на выполнение опасного за­ дания ради погибшего мужа, ради сына,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2