Сибирские огни, 1987, № 2
стов — военного и сегодняшнего. Путь этот, как мы видели, наиболее убедительно намечен в повести «Награде не подлежит», одном из лучших произведений А. Собо лева. Освоение современности, характеров лю дей сегодняшнего дня — одна из слож нейших и труднейших задач литературы. Потому, очевидно, и не умолкают дискус сии на страницах литературной периодики о герое наших дней, о принципах и путях его художественного воплощения. Универсальные ответы на эти вопросы вряд ли найдет какая-либо нынешняя дис куссия или будущая полемика. А вот ис следование творчества отдельно взятого ху дожника может привести к определенным выводам. А потому и следует, очевидно, обратиться к опыту некоторых писателей, к анализу их произведений о сегодняшнем дне, стремясь выявить как можно полнее их принципы и пути постижения современ ности. И здесь напряженно работает па мять художника. Ее активность — в отборе, избирательности, что определяет высокую меру ответственности. В статье Д. С. Лихачева «Память» есть слова,'которые, как мне кажется, прямо об ращены к современности, к сегодняшнему быстротекущему дню: «Память вовсе не механистична. Это важнейший т в о р ч е с к и й п р о ц е с с : именно п р о ц е с с и именно т в о р ч е с к и й » . Весьма своеобразен и во многом поучи телен путь к освоению современности у ир кутского прозаика А. Шастина. Литератур ная деятельность его началась с конца пя тидесятых годов, когда было издано не сколько книг для детей. В 1964 году писа тель обратился к зрелой читательской ау дитории повестью «...И сближаются годы». Книга имела определенный успех. Это и была попытка освоения «взрослой» совре менности. Жизнь центрального героя повести Наде- ева прослеживается по вершинным его де лам: гражданская война, борьба с белобан- дитами, строительство первенца пятилетки, война с фашистами, строительство комбина та на Севере в наши дни. Столь широкий хронологический охват на сравнительно небольшой площади привел к одностороннему освоению характера и вре мени; эмоциональная стихия повествова ния «заметно теснит начало социально-ана литическое», как точно отмечено В. Оско- цким в послесловии к одной из книг А. Ша стина. Скажем, течение времени, его приметы передаются чаще всего чисто внешними средствами: «Мелькнули низкие дома окра ины, извозчичья пролетка, афишная тумба: «Год 1919», «Граница на замке», «Чапа ев», «Борьба продолжается». А иной раз и простая констатация быстротечности вре мени: «А годы перелистывались, уходили. И люди удивлялись, как они быстро мину ли». Столь же обобщенно-эмоциональными средствами осваиваются порою характеры людей. О людях гражданской войны:. «Вре мя выветрило из надежной людской памя ти их имена и прозвища, оставив в наслед ство потомкам лишь немногие из них для подражания и примера. Оно заменило па мять о каждом в отдельности песнями и 162 легендами о делах поколения, оставившего в наследство детям своим жизнь, обновлен ную землю и право распорядиться ими до стойно». Да, в повести «...И сближаются годы» есть герой, есть персонаж, ему противосто ящий -Г- Седышко, есть другие действующие лица. Но представляются они скорее сим волами разных полюсов, нежели живыми людьми во плоти и крови. Тем не менее повесть «...И сближаются годы» очень важна для дальнейшего твор ческого роста писателя. Опыт создания этой книги-песни, книги-гимна привел писа теля к мысли о необходимости тщательно го исследования каждой эпохи, каждого от дельно взятого человека. С повестью «Шаг до истины» (1968) справедливо связывают литературную зре лость писателя. В предисловии к этой по вести С. Залыгин отмечал, что написано это произведение «человеком талантливым, зор ким, современным». В 1979 году писатель издал книгу из трех повестей с общим названием «Время стрекоз», куда вошли произведения «Дом, полный кошек», «В ночь на субботу» и «Время стрекоз». Ранее мне уже приходилось писать о характере использования, документального материала в двух первых повестях трило гии, нет нужды сейчас еще раз возвращать ся к уже сказанному. Важно лишь заме тить, что в произведениях этих принципи ально изменился сам подход к раскрытию характеров и эпохи. Отмечено это и писа телем во вводном слове к завершенному теперь циклу. «...Все они были людь ми. И все вместе они составляли время. И оно прошло мимо меня в тот августов ский день среди желтеющих берез, на са мой грани прошлого и настоящего». В самом деле, светлый и чистый мир лич ных переживаний молодого красноармейца Андреюшкина, его гуманистическая устрем ленность взращены отнюдь не только дет скими воспоминаниями и собственной на турой. Это характер, рожденный самой ре волюцией, определенный прежде всего гу манистическими целями молодой Советской власти. Писатель раскрывает этим самым зависимость микромира личности от ма кромира революции. Для Андреюшкина непреложным законом нового мира является убеждение, что «ру бить надо только там, где другого выхода нет. Где можно спасти, нужно спасать». Именно так и действует молодой чоновец, достигая значительно большего, нежели его товарищ — Усов, которому, в отличие от Андреюшкина, близка и понятна лишь ка рающая функция революции. Удачей писателя в повести «Дом, пол ный кошек» является образ офицера Ко валева. Точными и тонкими штрихами ав тор намечает постепенное движение Кова лева к сознательному участию в борьбе против белогвардейских мятежников. «...А когда остается ему всего какой-то шаг до истины, он гибнет, еще не став другим, но уже не будучи прежним». Этот шаг к истине сделает во второй по вести, «В ночь на субботу», его жена Ка тя. Она пойдет на выполнение опасного за дания ради погибшего мужа, ради сына,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2