Сибирские огни, 1987, № 2
переносит муки обварившегося матроса, умирающего на соседней госпитальной кой ке. «Мне легче, мне легче!» — как молитву, как заклинание повторял Костя». Никак не отпускают его мучительные раздумья о то варище, хочется бежать куда-то подальше от всех этих мук и страданий. Как и герои предшествующих произве дений А. Соболева, Костя неразрывными нитями связан с миром довоенной жизни. Именно в том светлом и дорогом мире чер пает он силы в самые трудные минуты. Да, и праздники, которые порою выпадают на войне, часто омрачены смертью товарищей. Вот в первомайский день группа водолазов пришла на кладбище, к своему уголку, где похоронены друзья. Праздничное веселье смочено горькими слезами утрат. А память Кости оживляет предвоенные праздники: «Костя смотрел вдаль и, думал, что сейчас дома тоже праздники, сейчас в деревне то же веселье. Он вспомнил майские довоен ные праздники, с пирогами, с гармошкой, и его нестерпимо потянуло домой, к мате ри, одиноко живущей в доме на окраине деревни по-над самой речкой». Забыть не может Костя штрафника, ле жавшего с ним в одной палате госпиталя. И жаль его, трогают Костю душевные му ки соседа. И ответ будто бы сполна вы держан— попал в штрафную роту за свой грех, ранен, лишился ноги. А понять, тем более простить его не может: «Как же так! За сон — убить человека! Он же сдал ся, он же — пленный!». И предста вил себе немца, пожилого, заросшего ще тиной, протягивающего руки и умоляюще лопочущего что-то. А перед ним — этот, с автоматом. Костя представил, как он вы стрелил в упор, как немец ткнулся голо вой в мох. И он, этот, потом уснул! Костя не спал до утра». По-юношески горько переживает Костя крушение надежд на любовь и счастье с дорогим сердцу человеком. Светлые мгно вения счастья сменились горьким разочаро ванием. В будущем Косте еще предстоит осознать до конца всю пагубность ковар ной болезни. «Люба не хотела портить жизнь Косте, понимая, что не пара ему не только по годам, понимала, что должна пожертвовать собою ради его счастья. Она отрывала его от себя с кровью, с мукой. Знала, что не затянет сердечную тропку забвения, будет бежать и бежать в годы молодые, сюда, в эти сопки, из той дали, что ждет ее впереди, что ноченьки эти угар ные будет вспоминать как ясные дни, бу дет памятью сердца все возвращаться и возвращаться к нему, и сладко горевать о подснежнике, чистом и нежном, до конца дней своих помнить о нем, и высокая без утешная и светлая печаль ее будет беско нечной». Память А. Соболева, художника военно го поколения, осваивает время, наиболее близкое ему, прошедшее .через его сердце, оставившее неизгладимый след в его со знании. Отсюда и высокая мера ответст венности художника. Верно замечено самим А. Соболевым: «И давно уже понял, что если сам не засмеюсь над написанным, то не засмеется и читатель, если я не заплачу, не заплачет и он». Говорилось уже о том, что во многих повестях о войне А. Соболев стремился представить своих героев в послевоенное время. В повести «Награде не подлежит» автор из дня сегодняшнего смотрит в го ды военные, исследуя как бы предысторию Константина Федоровича Реутова. Такой ракурс, как мне кажется, не случайно из бирает писатель: он настраивает свое пе ро на современность, испытывает все боль шую потребность разобраться в проблемах и конфликтах сегодняшнего дня. Военная юность видится ему теперь в неразрывной связи с днем сегодняшним. Нельзя не согласиться с автором преди словия к книге А. Соболева — Бор. Лео новым, который особо выделяет в творче ском развитии писателя повесть «Штормо вой пеленг». Критик в связи с этим пи шет: «...А вот развернутого, полностью включенного в «сеть» высокого напряжения сегодняшних будней в его прозе еще не было. И вот появился в повести «Штормо вой пеленг», которая тем самым в творче стве писателя представляется мне принци пиально новой и важной для обозримой перспективы дальнейшего его развития». Все это так. Но нельзя при этом не за метить, что уровень исследования совре менного героя, проблем сегодняшнего дня по сравнению с изображением героев воен ных лет, эпохи Великой Отечественной войны несравненно ниже. Писатель хоро шо чувствует острые вопросы современно сти, многие из них затрагивает, но получа ют они все-таки поверхностную разработ ку. Конечно же, отношения отцов и де тей — сына и отца Чигриновых — пробле ма достаточно острая. Не менее злободнев ная проблема «коллектив и личность». Еще более интересна и современна тема бережного отношения к окружающей сре де (добыча рыбы в море). Все это и мно гое другое есть в повести, но нет в ней идейно-художественной цельности. Вероят но, увиденные в жизни проблемы не стали проблемами писателя: ни слез авторских, ни радостей особых здесь не чувствуется. Быть может, секрет неудачи в самой исто рии создания этого произведения. О ней рассказал сам писатель: «А вот повесть «Штормовой пеленг» родилась, пожалуй, неожиданно. Сначала по заказу киностудии имени А. М. Горького был написан сцена рий для фильма «Посейдон»» спешит на помощь». Множество раз переделывался, и в ходе работы стало ясно, что в кино не удается раскрыть образы героев настоль ко, как хотелось бы. И потому возникла мысль написать повесть». В свое время Ф. М. Достоевский спра ведливо полагал, что перевод произведения искусства из одного жанра в другой со вершенно безнадежная затея, ибо каждый жанр имеет свои законы художественности. Быть может, на повести А. Соболева отри цательно сказалась фрагментарность, свойст венная всякому сценарию. А отсюда явная непрописанность многих лиц и проблем. А возможно, что затронутые проблемы дале ко не в такой мере, как военная юность, прошли через сердце писателя. Словом, освоение современности, сегод няшнего дня еще предстояло писателю. И путь к художественному решению этой не легкой задачи лежал у А. Соболева, по всей видимости, через сближение, органш ческое объединение двух временных пла* 161
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2