Сибирские огни, 1987, № 2
, «Память народная»; «социальная актив ность искусства», «ответственность художни ка» — все это важнейшие аспекты емкого понятия — историзм литературы, узлового принципа эстетики социалистического реа лизма. Как же осмысливается сегодня прин цип историзма литературы, как реализует ся он в современной советской прозе? Вер нее сказать,' в некоторых произведениях прозы, охватывающих самые различные сферы нашей социалистической действи тельности. А. Соболев в большинстве своих произ ведений осваивает время, более всего за павшее ему в душу. Он пишет обыденную военную жизнь, пишет портрет поколения, того самого, которое взвалило на свои пле чи тяготы Великой Отечественной войны. И его пером движет память, память о не столь далеком прошлом. А. Соболева интересует прежде всего психология подвига, его нравственные исто ки. Герои его книги «Бушлат на вырост» (1968), по существу, ничего героического не совершают. Писателю важно показать, как его юные герои, вчерашние школьники, готовятся самой жизнью к военному под вигу. Нет, не война учит их этому, скорее то, что было до войны. Отнюдь не просто идет гражданское становление Кима Ску дина, одного из центральных героев произ ведения. Ему приходится многому учиться, многое преодолевать, воспитывать в себе подлинные качества гражданина. Центральная задача писателя-—показать нравственные истоки Подвига — определила и своеобразие ранее написанной повести «Безумству храбрых...». А в сущности, очень многое в идейно-образной системе й художественной манере писателя идет от автобиографической повести «Грозовая степь» (1963), от того, как выписан ее центральный герой. «Мне сдается,— писал А. Соболев, — что все они выросли из Леньки Берестова, все — и Ким Скудин («Бушлат на вырост»), и Виктор Курбатов («Тихий пост»), и Вася Чариков, («Какая- то станция»), и Федор Черданцев («Безум ству храбрых...»), и Ваня Седельцев («Ноч ная радуга»), и Слава Чигринов («Штор мовой пеленг»), и Костя Реутов («Награ де не подлежит»), и многие другие. Все они в детстве — Леньки Берестовы. Отту да их чистота, вера в народ, сила и мужест во. В общем-то, это судьба моего поколе ния, по-моему, великого и трагического по коления». Следует заметить, что в книгах А. Собо лева постоянно взаимопроникают картины прошлого и настоящего, жизни в тылу и в боевом походе. Авторский взор 'устремлен нередко в будущее; писатель стремится представить своих героев после войны. Все это придает книгам А. Соболева еще и осо бую лирическую тональность. Своеобразие художественной манеры на иболее ярко проявилось в одном из послед них произведений А. Соболева — в повести «Награде не подлежит». В этой повести, по сравнению с ранее написанными, меняет ся ракурс зрения писателя. Если в пре дыдущих произведениях повествователь из событий военных лет переносил мысленно 160 своих героев в будущее, послевоенное вре мя, то теперь Константин Федорович Реу тов, ветеран Великой Отечественной, вспо минает свою военную юность, соизмеряет ее как бы с днем сегодняшним, Костя Реутов, водолаз Северного флота, как и его товарищи, исполнял нелегкий и опасный долг в те далекие, но остро памят ные и сегодня дни. Всю жизнь ему снился один и тот же сон; «Камнем падает он в черную глубину, и внезапно прекращается подача воздуха; вода, будто тисками, все сильнее и сильнее обжимает грудь, вот-вот раздавит, расплющит, и он задыхается в скафандре. «Воздуху! Воздуху!» — кричит он в отчаянии, но телефонный кабель обор ван — никто не слышит его...» Скольких товарищей Кости поглотило мо ре! Все они, как и Костя, делали обыден ное дело — искали на дне моря затоплен ные суда, машины, бомбы, торпеды, мины и либо поднимали их, либо обезвреживали. Его не настигла трагическая участь, хотя один из спусков кончился для Кости «кес сонной», страшной болезнью водолазов. По ражает она его и во второй раз, навсегда обрекая на одиночество. Нет, не мог А. Соболев в чем-то смяг чить судьбу своего героя, приукрасить. Д а же награде Реутов не подлежит, как вы ясняется в военкомате. Не приукрашенная военная действительность, такая, какая ос талась в памяти писателя, суровыми крас ками ложится на страницы его книг. Все гда был этому верен А. Соболев, остался верен и в повести «Награде не подлежит». «Правду, одну только правду и ничего, кроме правды, должно писать о войне. По этому я так ценю честность Василия Бы кова, Константина Воробьева, Евгения Но сова, Виктора Астафьева, Юрия Бондаре ва...» Да, названные художники очень близки А. Соболеву. Особо хотелось бы подчеркнуть родственность судеб Кости Ре утова и Бориса Костяева из известной по вести В. Астафьева «Пастух и пастушка». В иных критических выступлениях в свое время была предпринята попытка категори чески отделить повесть «Пастух и пастуш ка» от более ранних книг В. Астафьева о своем поколении только на том основании, что центральная фигура последней пов есги - фигура трагическая. Попытка безусловно несостоятельная, ибо «Пастух и пастуш ка» — прямое продолжение размышлений, давно ставших главными в творчестве В. Астафьева. Верно, герой А. Соболева остается в жи вых, воспринимает жизнь как величайшую награду, он находит свое место в ней. Но в память его навсегда врезались дни вой ны, смерть и страдания людей. А еще страшней для Кости гибель товарищей уже после войны. Такова трагическая доля минера Сычугина. «Острой занозой вошла в сеірдце дума о Сычугине, о том, какую подножку подставила судьба саперу; по думал о том, что нет, еще не кончились муки людей, война еще собирает страшный свой оброк». Костя Реутов, как и Борис Костяев В. Астафьева, не может примириться со смертью, страданиями людей на войне. Тя жело поражен Костя «кессонной», мучают его нестерпимые боли. Но еще тяжелее он
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2