Сибирские огни, 1987, № 2
КРИТИКА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ э. шик ПАМЯТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ХУДОЖНИКА С овременный литературный процесс... Емкое понятие это включает в себя все создаваемое писателями, нашими современниками. Несравним порою идейно- художественный уровень произведений, безгранично тематическое богатство и жан ровое многообразие литературы сегодняш него дня. Но если попытаться выделить один из ведущих мотивов нашей литера туры, то мотив этот можно определить од ним словом. И слово это — память. Речь идет о ярко выраженной тенденции совре менной советской литературы, которая да ет о себе знать прежде всего в историче ской романистике. Но не только в ней. Ч. Айтматов написал роман о современ ности — «Буранный полустанок». Этот за брошенный в степях полустанок обдувают все ветра земли. Его жителей волнует мно гое и многое. Первоначальное название ро мана—«И дольше века длится день»—столь же емкое. Да, перед Едигеем в один день мысленно проходит вся его нелегкая жизнь. И война, и тяжелые послевоенные годы сде лали его тем, кто он есть сегодня. Поисти не убеждаешься, что человек сложен из кирпичиков памяти. А когда он ее. лишает ся, то перестает быть человеком, становит ся манкуртом, не помнящим своих исто ков, ни родных, ни близких. Эта страшная легенда о манкуртах утверждает высокое человеческое предназначение, силу памяти. Ч. Айтматов в своем романе смог рас крыть неразрывность прошлого и настоя щего, земного и космического. Все стянуто в один узел через Человека, подлинного героя нашего времени, каковым представ ляется Едигей, через живую и емкую па мять его. Иного социального опыта герои Ю. Бон дарева в романах «Берег» и «Выбор». Но ведь все та же мысль о человеческой памя ти живет в них. Для писателя Никитина и художника Васильева день сегодняшний и их военная юность связаны органично, неразрывно. В этом суть их характеров, их мироощущения. Разве не забота о памяти человеческой движет пером В. Астафьева, С. Залыгина, Е. Носова, В. Распутина и других писате лей, которые утверждают память в чело веке, призывают сохранять, не расплески вать многовековой народный опыт, знания, мудрость? Без этого опыта, социального и нравственного, невозможно сегодня строить новую жизнь. Потребность в такам опыте выразил А. Твардовский следующими стро ками: Н ет, б ы л бы он н ев ы н о си м о с тр аш е н . У д ел зе м н о й , н е б у д ь в с е гд а п ри н ас Н и д е т с т в а д н е й , ни м о л о д о сти н аш ей , Н и ж и зн и в сей в е е п о сл е д н и й час. Сегодня нас особо интересует, как в ху дожественной литературе запечатлевается поступь истории, насколько убедительно и точно советские писатели раскрывают сов ременную действительность, человека се годняшнего дня в его сложных и всесто ронних связях с социально-нравственными проблемами общества прошлого и настоя щего. Партийные документы последних лет осо бое внимание уделяют социальной активно сти искусства, высокой мере ответственно сти художника за характер и направлен ность воздействия его творчества на народ ные массы. «Все мы видим, как по мере роста культурного уровня народа усилива ется воздействие искусства на умы людей. Тем самым растут и возможности его ак тивного вмешательства в общественную жизнь. А значит, в огромной мере увели чивается ответственность деятелей искус ства за то, чтобы находящееся в их руках мощное оружие служило делу коммуниз ма», — указывалось на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС.1 1 М а те р и а л ы П л е н у м а Ц К К П С С . 14— 15 и ю н я- 1983 г. М ., П о л и ти зд а т , 1983, с. 20. 159
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2