Сибирские огни, 1987, № 2

КРИТИКА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ э. шик ПАМЯТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ХУДОЖНИКА С овременный литературный процесс... Емкое понятие это включает в себя все создаваемое писателями, нашими современниками. Несравним порою идейно- художественный уровень произведений, безгранично тематическое богатство и жан­ ровое многообразие литературы сегодняш­ него дня. Но если попытаться выделить один из ведущих мотивов нашей литера­ туры, то мотив этот можно определить од­ ним словом. И слово это — память. Речь идет о ярко выраженной тенденции совре­ менной советской литературы, которая да­ ет о себе знать прежде всего в историче­ ской романистике. Но не только в ней. Ч. Айтматов написал роман о современ­ ности — «Буранный полустанок». Этот за­ брошенный в степях полустанок обдувают все ветра земли. Его жителей волнует мно­ гое и многое. Первоначальное название ро­ мана—«И дольше века длится день»—столь же емкое. Да, перед Едигеем в один день мысленно проходит вся его нелегкая жизнь. И война, и тяжелые послевоенные годы сде­ лали его тем, кто он есть сегодня. Поисти­ не убеждаешься, что человек сложен из кирпичиков памяти. А когда он ее. лишает­ ся, то перестает быть человеком, становит­ ся манкуртом, не помнящим своих исто­ ков, ни родных, ни близких. Эта страшная легенда о манкуртах утверждает высокое человеческое предназначение, силу памяти. Ч. Айтматов в своем романе смог рас­ крыть неразрывность прошлого и настоя­ щего, земного и космического. Все стянуто в один узел через Человека, подлинного героя нашего времени, каковым представ­ ляется Едигей, через живую и емкую па­ мять его. Иного социального опыта герои Ю. Бон­ дарева в романах «Берег» и «Выбор». Но ведь все та же мысль о человеческой памя­ ти живет в них. Для писателя Никитина и художника Васильева день сегодняшний и их военная юность связаны органично, неразрывно. В этом суть их характеров, их мироощущения. Разве не забота о памяти человеческой движет пером В. Астафьева, С. Залыгина, Е. Носова, В. Распутина и других писате­ лей, которые утверждают память в чело­ веке, призывают сохранять, не расплески­ вать многовековой народный опыт, знания, мудрость? Без этого опыта, социального и нравственного, невозможно сегодня строить новую жизнь. Потребность в такам опыте выразил А. Твардовский следующими стро­ ками: Н ет, б ы л бы он н ев ы н о си м о с тр аш е н . У д ел зе м н о й , н е б у д ь в с е гд а п ри н ас Н и д е т с т в а д н е й , ни м о л о д о сти н аш ей , Н и ж и зн и в сей в е е п о сл е д н и й час. Сегодня нас особо интересует, как в ху­ дожественной литературе запечатлевается поступь истории, насколько убедительно и точно советские писатели раскрывают сов­ ременную действительность, человека се­ годняшнего дня в его сложных и всесто­ ронних связях с социально-нравственными проблемами общества прошлого и настоя­ щего. Партийные документы последних лет осо­ бое внимание уделяют социальной активно­ сти искусства, высокой мере ответственно­ сти художника за характер и направлен­ ность воздействия его творчества на народ­ ные массы. «Все мы видим, как по мере роста культурного уровня народа усилива­ ется воздействие искусства на умы людей. Тем самым растут и возможности его ак­ тивного вмешательства в общественную жизнь. А значит, в огромной мере увели­ чивается ответственность деятелей искус­ ства за то, чтобы находящееся в их руках мощное оружие служило делу коммуниз­ ма», — указывалось на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС.1 1 М а те р и а л ы П л е н у м а Ц К К П С С . 14— 15 и ю н я- 1983 г. М ., П о л и ти зд а т , 1983, с. 20. 159

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2