Сибирские огни, 1987, № 2

нувших в потоках бесконечных планов, от­ четов и прочих «деловых» бумаг и меро­ приятий ради галочки. Они должны иметь музыкальную подготовку и прямой профес­ сиональный выход на внеклассную работу с детьми. Пединститутам целесообразно го­ товить специалистов: преподаватель пения и музыки — организатор внеклассной ра­ боты, преподаватель музыки — пионерский вожатый. Даже оперативное решение поставленных вопросов, на что мало надежды, ощутимые результаты начнет приносить не ранее чем через десять лет. Мы обязаны искать,^ пусть не во всем совершенные, формы работы, ко­ торые могут дать скорую отдачу. Школы могут и должны создавать близкие к традиционным народным пев­ ческие группы учащихся при наибо­ лее одаренных песельниках и песель- ницах своих сел и деревень. Такая же фор­ ма приемлема при обучении игре на музы­ кальных инструментах, пока еще живы гусляры, гармонисты, балалаечники, цимба­ листы. У нас есть уже первый опыт. Ус­ пешно ведет такую группу лидер самобыт­ ной фольклорной группы села Балман Нина Григорьевна Носова. В группу охотно идут даже дошкольники. В селе Бергуль ведет группу учащихся Анна Максимовна Белова. В традиционном фольклоре много арха­ ичного, не все жизнеспособно в новых ус­ ловиях. Народ говорил: «Новое время — новые песни». Они давно появились. Это гитарные песни. На них был социальный заказ времени, нашего общества. Они соче­ тают фольклорные и литературные тради­ ции. Для них характерны ритмы нашего времени. Они чутко откликаются на боли и радости века, социальны, несут то, чего так недостает нашему профессиональному песенному творчеству. По форме и содер­ жанию своему они глубоко национальны. Не случайно, что именно в рамках этого жанра зародилось и развилось такое фено­ менальное явление нашей культуры, как творчестзо Владимира Высоцкого. Признание гитарных песен полноправным фольклорным жанром, чего давно уже до­ бивается профессор Л . Л. Христиансен, вы­ пуск сборников лучших песен, тиражирова­ ние их фирмой «Мелодия» помогли бы укре­ пить национальную основу в песенном ре­ пертуаре молодежи. ...В ряде областей и союзных республик зародилось и ширится движение за воз­ рождение и обустройство родников, за спа­ сение малых рек. К сожалению, оно еще почти не коснулось родного края, Сибири. Зато набирает силу движение за возрож­ дение родников духовной культуры. Началось это движение в Новосибирске, в Академгородке. Широкую известность за­ воевал ансамбль народной песни Новоси­ бирского университета под руководством Оксаны Выхристюк. Его отличают непод­ дельная народность, этнографическая чис­ тота. Набрали силу ансамбли народной песни под руководством Елены Тюриковой (пед­ институт), Вячеслава Асанова (управление культуры облисполкома), Дома культуры «Крылья Сибири» и многие другие. Тяга молодежи к народной песне растет. В Ака­ демгородке (главный организатор — О. И. Выхристюк) проведено четыре фестиваля молодежных ансамблей народной песни. Они неизменно перерастали в народные празднества, выплескивались на улицы го­ рода, слушатели сами включались в хоро­ водные действа, «играли» народные песни. Свои ансамбли присылали Пермь, Киров, Рига, Усть-Каменогорск, Барнаул и другие города. Фестиваль обрел статус всесоюзно­ го и ежегодного. Большую работу по изучению, сохране­ нию и развитию народных обычаев, тради­ ций ведет сектор социологии Института истории, филологии и философии СО АН СССР (В. И. Бойко, Л. Гі; Борисова, Р. П. Зверева) совместно с Домом культуры «Академия», набирает силу руководимый академиком АМН В. П. Казначеевым совет по экологии культуры. Научный центр Сибири постепенно ста­ новится центром самобытной национальной культуры, очагом народной духовности! * Михаил Никифорович Мельников родился в 1921 году в поселке Ми­ хайловском Чулымского района Новосибирской области. Профессор кафедры русской литературы Новосибирского государствен­ ного пединститута. Автор более ста печатных работ и семи книг. В том числе: «Русский детский фольклор Сибири », «Хороводные и игровые пес­ ни Сибири ». Живет в Новосибирске. ♦

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2