Сибирские огни, 1987, № 2
нувших в потоках бесконечных планов, от четов и прочих «деловых» бумаг и меро приятий ради галочки. Они должны иметь музыкальную подготовку и прямой профес сиональный выход на внеклассную работу с детьми. Пединститутам целесообразно го товить специалистов: преподаватель пения и музыки — организатор внеклассной ра боты, преподаватель музыки — пионерский вожатый. Даже оперативное решение поставленных вопросов, на что мало надежды, ощутимые результаты начнет приносить не ранее чем через десять лет. Мы обязаны искать,^ пусть не во всем совершенные, формы работы, ко торые могут дать скорую отдачу. Школы могут и должны создавать близкие к традиционным народным пев ческие группы учащихся при наибо лее одаренных песельниках и песель- ницах своих сел и деревень. Такая же фор ма приемлема при обучении игре на музы кальных инструментах, пока еще живы гусляры, гармонисты, балалаечники, цимба листы. У нас есть уже первый опыт. Ус пешно ведет такую группу лидер самобыт ной фольклорной группы села Балман Нина Григорьевна Носова. В группу охотно идут даже дошкольники. В селе Бергуль ведет группу учащихся Анна Максимовна Белова. В традиционном фольклоре много арха ичного, не все жизнеспособно в новых ус ловиях. Народ говорил: «Новое время — новые песни». Они давно появились. Это гитарные песни. На них был социальный заказ времени, нашего общества. Они соче тают фольклорные и литературные тради ции. Для них характерны ритмы нашего времени. Они чутко откликаются на боли и радости века, социальны, несут то, чего так недостает нашему профессиональному песенному творчеству. По форме и содер жанию своему они глубоко национальны. Не случайно, что именно в рамках этого жанра зародилось и развилось такое фено менальное явление нашей культуры, как творчестзо Владимира Высоцкого. Признание гитарных песен полноправным фольклорным жанром, чего давно уже до бивается профессор Л . Л. Христиансен, вы пуск сборников лучших песен, тиражирова ние их фирмой «Мелодия» помогли бы укре пить национальную основу в песенном ре пертуаре молодежи. ...В ряде областей и союзных республик зародилось и ширится движение за воз рождение и обустройство родников, за спа сение малых рек. К сожалению, оно еще почти не коснулось родного края, Сибири. Зато набирает силу движение за возрож дение родников духовной культуры. Началось это движение в Новосибирске, в Академгородке. Широкую известность за воевал ансамбль народной песни Новоси бирского университета под руководством Оксаны Выхристюк. Его отличают непод дельная народность, этнографическая чис тота. Набрали силу ансамбли народной песни под руководством Елены Тюриковой (пед институт), Вячеслава Асанова (управление культуры облисполкома), Дома культуры «Крылья Сибири» и многие другие. Тяга молодежи к народной песне растет. В Ака демгородке (главный организатор — О. И. Выхристюк) проведено четыре фестиваля молодежных ансамблей народной песни. Они неизменно перерастали в народные празднества, выплескивались на улицы го рода, слушатели сами включались в хоро водные действа, «играли» народные песни. Свои ансамбли присылали Пермь, Киров, Рига, Усть-Каменогорск, Барнаул и другие города. Фестиваль обрел статус всесоюзно го и ежегодного. Большую работу по изучению, сохране нию и развитию народных обычаев, тради ций ведет сектор социологии Института истории, филологии и философии СО АН СССР (В. И. Бойко, Л. Гі; Борисова, Р. П. Зверева) совместно с Домом культуры «Академия», набирает силу руководимый академиком АМН В. П. Казначеевым совет по экологии культуры. Научный центр Сибири постепенно ста новится центром самобытной национальной культуры, очагом народной духовности! * Михаил Никифорович Мельников родился в 1921 году в поселке Ми хайловском Чулымского района Новосибирской области. Профессор кафедры русской литературы Новосибирского государствен ного пединститута. Автор более ста печатных работ и семи книг. В том числе: «Русский детский фольклор Сибири », «Хороводные и игровые пес ни Сибири ». Живет в Новосибирске. ♦
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2