Сибирские огни, 1987, № 2

ветское время: «Там, вдали за рекой», «По долинам и по взгорьям», «Дан приказ ему на запад», о Щорсе, о Железняке и другие. Эти песни написаны «кровью горячих сер­ дец», а потому и сейчас потрясают чело­ веческие души. Из современных профессиональных песен безжалостно изгнано все трагическое, дра­ матическое, сатирическое, а заодно и соци­ альное. Песня — отражение действитель­ ности. Что, в нашей жизни не стало дра­ матического, трагического, достойного ед­ кой сатиры? К сожалению, больше чем достаточно. А песни создаются большею частью о счастье, о радости. Счастье, как воздух, пока он чист, мы дышим и не за­ мечаем его. Плохие песни о Родине, о пар­ тии, комсомоле, не пропущенные через сердце, не взволнуют слушателей. Они при­ носят уже поэтому больше вреда, чем пользы. Некоторые поэты и композиторы живут еще в мире представлений тридцатых го­ дов, а народ стал другим, иным стало на­ родное сознание. К сожалению, в среде художественной интеллигенции еще встре­ чается панибратски-снисходительное отно­ шение к народу. Его пытаются кормить «манной кашей», как младенца, а чтобы из­ бежать справедливой критики, собственные бездарные поделки объявляются народным творчеством. Приведу одно подобное тво­ рение: К а к б е р е зо н ь к а , ой д а , р о с л а В о зл е н аш его , ой д а , к р ы л ь ц а , Р а с к у д р я в а , б о л ы н а . Л и с т в а зе л е н а , гу с т а . П о е т, л и к у е т д е т в о р а . Я о к о ш к о , о й д а , р а с п а х н у . Н а б е р е зо н ь к у , ой д а , в згл я н у . И п ш ен и ц а ш у м и т, К о м б а й н в гу сты х х л е б а х гу д и т, — И в с е о с ч а с т ь е го в о р и т. Н о вы й к л у б в се л е , ой д а , сто и т. Э л ек тр и ч еств о , ой д а , го р и т. И р о д н о е alfoo, К а к с а д ч у д е сн ы й р ас ц в е л о , К н ам с ч а с т ь е св е т л о е п р и ш л о . Песня издана Всероссийским хоровым обществом тиражом 5000 экземпляров с указанием: «Слова, народные, обработка В. Левашова», Даже не обремененному специальными знаниями человеку ясно, что перед нами весьма неудачная поделка. Если деятели искусства, ученые, издате­ ли нередко путают идейные и художествен­ ные ориентиры, то еще труднее приходится подросткам и молодежи, людям с не сло­ жившимися еще эстетическими представле­ ниями и музыкальными вкусами. Вера в непогрешимость эстетического вкуса стар­ шего поколения исчезла, преемственность в наследовании музыкальной культуры нару­ шена, профессионалы не предложили дос­ тойной ее замены, влечет новое, необыч­ ное, с чем не встретишься в родном доме. И приходят черные диски, магнитные лен­ ты с зарубежной музыкой. Возникает мода. Плодятся, копируя друг друга, бесчислен­ ные вокально-инструментальные ансамбли. Отсутствие профессиональной подготовки, низкая общая и музыкальная культура ве­ дут к унификации и безликости таких кол­ лективов, к эпигонству. Казалось бы, есть все для широкого му­ зыкального просвещения народных масс: профессіональные поэты, композиторы, ты­ сячи профессиональных исполнительских коллективов, радио, телевидение, но... Сле­ дует отметить, что средства массовой ин­ формации до недавнего времени мало что' делали для пропаганды народной музыки. Народные хоры постепенно стали отходить от народной песни; не оправдали надежд, возложенных на них, увлеклись профессио­ нальным творчеством, потеряли былую по­ пулярность. Что касается классической музыки и вооб­ ще сложных форм музыки, то ее эстетиче­ ское освоение требует целенаправленной музыкальной подготовки слушателей. И чем раньше начинается и квалифицированнее ведется такая подготовка, тем выше уровень музыкальной культуры подрастающего по­ коления. Но эта бесспорная посылка пока не воплотилась в педагогической практике. Согласно учебным планам такую подготов­ ку осуществляют детские сады, школы, про­ фессионально-технические училища. Возьмем для примера самое отлаженное звено названной триады — общеобразова­ тельную школу. В Новосибирской области чуть более пятой части школ обеспечены штатными преподавателями музыки. В сельских школах менее семи процентов. Да и те преподаватели, которые работают в школах, в большинстве своем не имеют необходимого музыкально-педагогического образования. Иными словами, мы лишены права говорить о сколько-нибудь сносном музыкально-эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. Преподавателей музыки не готовит один из крупнейших в России педагогических ин­ ститутов — Новосибирский. Об открытии соответствующего факультета не печется Министерство просвещения РСФСР, област­ ной отдел народного образования. Причина одна: неудовлетворительные учебные пла­ ны. Абсолютное большинство из 724 сель­ ских школ области не имеют параллельных классов. А преподавание музыки предусмот­ рено только в 4— 7 классах по одному часу в неделю. Уроки музыки в 1)—3 классах ведет учи­ тель начальных классов. Вернее, должен вести. Но не имеющие музыкальной подго­ товки учителя заменяют их другими урока­ ми. Таким образом, школы могут предло­ жить учителю музыки всего четыре часа в неделю, что составляет пятую часть мини­ мальной нагрузки. Напомню, что в начале двадцатых годов на пение отводилось по два урока в неделю и 2— 4 часа внеклассно­ го хорового пения. Мы многого ожидали от реформы школы. Но она не внесла нужных изменений. Восприятие музыки, особенно классиче­ ской и народной, требует усиленной работы души, а -душа не привыкла, не умеет тру­ диться, не способна к сочувствию и сопере­ живанию; в инфантильной душе музыка не вызывает ожидаемых ассоциаций. Другое дело — музыка развлекательная. Она не требует душевных усилий, тем бо­ лее духовного богатства. Мы сами подгото­ вили почву для разгула сомнительной моды. На мой взгляд, можно значительно улуч­ шить музыкальное воспитание детей без до­ полнительных затрат государства. Йля это­ го необходимо коренным образом перестро­ ить работу организаторов внеклассной ра­ боты и штатных пионерских вожатых, уто­ 157

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2