Сибирские огни, 1987, № 2
ветское время: «Там, вдали за рекой», «По долинам и по взгорьям», «Дан приказ ему на запад», о Щорсе, о Железняке и другие. Эти песни написаны «кровью горячих сер дец», а потому и сейчас потрясают чело веческие души. Из современных профессиональных песен безжалостно изгнано все трагическое, дра матическое, сатирическое, а заодно и соци альное. Песня — отражение действитель ности. Что, в нашей жизни не стало дра матического, трагического, достойного ед кой сатиры? К сожалению, больше чем достаточно. А песни создаются большею частью о счастье, о радости. Счастье, как воздух, пока он чист, мы дышим и не за мечаем его. Плохие песни о Родине, о пар тии, комсомоле, не пропущенные через сердце, не взволнуют слушателей. Они при носят уже поэтому больше вреда, чем пользы. Некоторые поэты и композиторы живут еще в мире представлений тридцатых го дов, а народ стал другим, иным стало на родное сознание. К сожалению, в среде художественной интеллигенции еще встре чается панибратски-снисходительное отно шение к народу. Его пытаются кормить «манной кашей», как младенца, а чтобы из бежать справедливой критики, собственные бездарные поделки объявляются народным творчеством. Приведу одно подобное тво рение: К а к б е р е зо н ь к а , ой д а , р о с л а В о зл е н аш его , ой д а , к р ы л ь ц а , Р а с к у д р я в а , б о л ы н а . Л и с т в а зе л е н а , гу с т а . П о е т, л и к у е т д е т в о р а . Я о к о ш к о , о й д а , р а с п а х н у . Н а б е р е зо н ь к у , ой д а , в згл я н у . И п ш ен и ц а ш у м и т, К о м б а й н в гу сты х х л е б а х гу д и т, — И в с е о с ч а с т ь е го в о р и т. Н о вы й к л у б в се л е , ой д а , сто и т. Э л ек тр и ч еств о , ой д а , го р и т. И р о д н о е alfoo, К а к с а д ч у д е сн ы й р ас ц в е л о , К н ам с ч а с т ь е св е т л о е п р и ш л о . Песня издана Всероссийским хоровым обществом тиражом 5000 экземпляров с указанием: «Слова, народные, обработка В. Левашова», Даже не обремененному специальными знаниями человеку ясно, что перед нами весьма неудачная поделка. Если деятели искусства, ученые, издате ли нередко путают идейные и художествен ные ориентиры, то еще труднее приходится подросткам и молодежи, людям с не сло жившимися еще эстетическими представле ниями и музыкальными вкусами. Вера в непогрешимость эстетического вкуса стар шего поколения исчезла, преемственность в наследовании музыкальной культуры нару шена, профессионалы не предложили дос тойной ее замены, влечет новое, необыч ное, с чем не встретишься в родном доме. И приходят черные диски, магнитные лен ты с зарубежной музыкой. Возникает мода. Плодятся, копируя друг друга, бесчислен ные вокально-инструментальные ансамбли. Отсутствие профессиональной подготовки, низкая общая и музыкальная культура ве дут к унификации и безликости таких кол лективов, к эпигонству. Казалось бы, есть все для широкого му зыкального просвещения народных масс: профессіональные поэты, композиторы, ты сячи профессиональных исполнительских коллективов, радио, телевидение, но... Сле дует отметить, что средства массовой ин формации до недавнего времени мало что' делали для пропаганды народной музыки. Народные хоры постепенно стали отходить от народной песни; не оправдали надежд, возложенных на них, увлеклись профессио нальным творчеством, потеряли былую по пулярность. Что касается классической музыки и вооб ще сложных форм музыки, то ее эстетиче ское освоение требует целенаправленной музыкальной подготовки слушателей. И чем раньше начинается и квалифицированнее ведется такая подготовка, тем выше уровень музыкальной культуры подрастающего по коления. Но эта бесспорная посылка пока не воплотилась в педагогической практике. Согласно учебным планам такую подготов ку осуществляют детские сады, школы, про фессионально-технические училища. Возьмем для примера самое отлаженное звено названной триады — общеобразова тельную школу. В Новосибирской области чуть более пятой части школ обеспечены штатными преподавателями музыки. В сельских школах менее семи процентов. Да и те преподаватели, которые работают в школах, в большинстве своем не имеют необходимого музыкально-педагогического образования. Иными словами, мы лишены права говорить о сколько-нибудь сносном музыкально-эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. Преподавателей музыки не готовит один из крупнейших в России педагогических ин ститутов — Новосибирский. Об открытии соответствующего факультета не печется Министерство просвещения РСФСР, област ной отдел народного образования. Причина одна: неудовлетворительные учебные пла ны. Абсолютное большинство из 724 сель ских школ области не имеют параллельных классов. А преподавание музыки предусмот рено только в 4— 7 классах по одному часу в неделю. Уроки музыки в 1)—3 классах ведет учи тель начальных классов. Вернее, должен вести. Но не имеющие музыкальной подго товки учителя заменяют их другими урока ми. Таким образом, школы могут предло жить учителю музыки всего четыре часа в неделю, что составляет пятую часть мини мальной нагрузки. Напомню, что в начале двадцатых годов на пение отводилось по два урока в неделю и 2— 4 часа внеклассно го хорового пения. Мы многого ожидали от реформы школы. Но она не внесла нужных изменений. Восприятие музыки, особенно классиче ской и народной, требует усиленной работы души, а -душа не привыкла, не умеет тру диться, не способна к сочувствию и сопере живанию; в инфантильной душе музыка не вызывает ожидаемых ассоциаций. Другое дело — музыка развлекательная. Она не требует душевных усилий, тем бо лее духовного богатства. Мы сами подгото вили почву для разгула сомнительной моды. На мой взгляд, можно значительно улуч шить музыкальное воспитание детей без до полнительных затрат государства. Йля это го необходимо коренным образом перестро ить работу организаторов внеклассной ра боты и штатных пионерских вожатых, уто 157
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2