Сибирские огни, 1987, № 2
мы практически ничего не предпринимаем для обуздания данного процесса. А он не так уж безобиден. Когда мода на зару бежную музыку стала зримой во Франции, национальный профсоюз писателей и ком позиторов страны указал на ее пагубность в социальном и культурном планах. Писа тели и композиторы отметили, что «в эпо ху, когда песня превратилась в основную форму самовыражения для молодежи.., перестать петь по-французски означало бы перестать чувствовать, думать... по-фран цузски» («За рубежом», 1975, № 7, с. 18). Наша молодежь практически отдана на волю музыкальной стихии. При современ. ных средствах .распространения эстетиче ской информации границы между странами и народами размыты. Нас буквально за хлестнул поток развлекательной музыки. Все, что поставляет империалистическая индустрия массовой культуры, становится доступным почти всем народам мира. Не случайно министр культуры Франции Жак Ланг, выступая в 1982 году в Мехико на Всемирной конференции ЮНЕСКО, указал па стремление транснациональных корпора ций стандартизировать, подогнать под еди ный образец все национальные культуры. Сц назвал это стремление культурным и интеллектуальным империализмом. Министр говорил: «Речь идет, по существу, о свое образной форке вмешательства во внут ренние дела государств, или, точнее, о наи более опасной форме вмешательства: об интервенции в сознание граждан других стран» («За рубежом», 1982, № 41, с. 11). Так оценивал сущность явлений министр буржуазной республики. Мы же продолжа ем тешить себя розовыми иллюзиями. Для них уже не осталось места. Более того, они вредны, социально опасны. Пора действо вать! Но действовать умно, расчетливо, на доб ротной научной основе. Прежде всего сле дует разобраться в первопричинах рас пространения' западной музыкальной моды, своего рода специфической «детской бо лезни». Это доказывает тот факт, что среди поклонников западной моды абсо лютное большинство составляют юноши и девушки в возрасте оV 15 до 20 лет, а 28--30-летние составляют около трех про центов. Иными словами," к концу третьего десятилетия проходит увлеченность музы кальной экзотикой. Но, к сожалению, к тому же времени безвозвратно уходит и время продуктивного освоения народной песенности, классической профессиональной музыки. Происходит необратимый процесс эстетического разоружения молодежи. Хотелось бы обратить внимание еще на одну сторону явления. Западная мода от нюдь не всеохватна. Она ограничивается узкими рамками развлекательной музыки. Очевидно, к тому есть свои причины. В русском фольклоре была развлекательная музыка. Уже ребенку колыбельного возрас та предлагалась прибаутка, потом шли шуточные, сатирические, плясовые, хоро водные песни, скоморошины... Собственно, после утраты магических функций развле кательными были аграрные праздники и обряды, свадьба. Исторически закономерное развитие жизни предопределило их исчезновение. Предопределило утрату традиционных жан 156 ров, но отнюдь не потребности людей в развлечениях и в развлекательной музыке. Наши работники культуры, поэты и компо зиторы не предложили взамен ничего рав ноценного. Следовательно, открыли «полю ворота». И речь необходимо вести не о за претах на западную моду, а о создании на добротной фольклорной основе нацио нальной развлекательной музыки. Сделать это непросто. И в первую оче редь потому, что давно сложились тради ции советского песенного творчества. И хотя они не соответствуют требованиям времени, ломать их тяжело и больно. Тя жело, потому что придется расстаться с устоявшимися стереотипами оценки дей ствительности, больно, потому что человеку и обществу всегда больно расставаться с детскими иллюзиями. Уже несколько десятилетий ежегодно профессиональными и самодеятельными по этами и композиторами создаются тысячи песен. Но они бесследно исчезают, не взволновав слушателей, не коснувшись их душ. Лишь единицы какое-то время «висят на слуху». Это песни-однодневки. Песни, вошедшие за этот период в народный пе сенный репертуар, вполне можно пересчи тать по пальцам. Почему так происходит? Многолетние наблюдения за бытованием песен в устах народа дают основания у т верждать, что поэты-песенники и компози- , торы не изучают законов народного песне- творчества. Следует помнить мудрое заме чание Д. С. Лихачева, что исполнитель народной песни поет о себе, для себя, слу шатель слушает о себе же. То есть человек ищет в песне прежде всего созвучия своим чувствам и переживаниям. А мы ему пред лагаем лакированно-бодряческие поделки, лишенные мысли и чувства. В народной ли рической песне всегда налицо психологиче ски обоснованный драматизм, в балладах — трагический конфликт. Драматическое и трагическое — катего рии эстетические. Их нельзя без ущерба для искусства изгонять из современных пе сен. В человеке заложена потребность дра матического, трагического. Это — потреб ность сопереживания, а сопереживание — мощный фактор нравственного становления личности. Лишенные драматического накала, игры страстей песни-восхваления, песни-любо вания, песни-пейзажи не принимаются на родом. Это — песни-пустышки, песни ни о ком и ни о чем. Таких песен написаны ты сячи. Их поют в хоровых коллективах, иног да очень одаренные певцы, они звучат по радио и телевидению, записаны на грам пластинки, но народ их не поет и петь не станет. Чтобы убедиться в правоте сказанного, достаточно просмотреть те песни литера турного происхождения, которые стали на родными. Напомню лишь некоторые из них: «Ревела буря, дождь шумел» К. Ф. Рылеева, «Хуторок» А. В. Кольцова, «То не ветер ветку клонит» С. И. Стромилова, «Шумел, гремел пожар московский» Н. С. Соколова, «Славное море — священный Байкал» Д. П. Давыдова, «Хас Булат уда лой» А. Н. Аммосова, «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина» и «Сиротою я росла, как былинка в поле» И. 3. Сурикова. Можно назвать песни, ставшие народными в со
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2