Сибирские огни, 1987, № 2

мы практически ничего не предпринимаем для обуздания данного процесса. А он не так уж безобиден. Когда мода на зару­ бежную музыку стала зримой во Франции, национальный профсоюз писателей и ком­ позиторов страны указал на ее пагубность в социальном и культурном планах. Писа­ тели и композиторы отметили, что «в эпо­ ху, когда песня превратилась в основную форму самовыражения для молодежи.., перестать петь по-французски означало бы перестать чувствовать, думать... по-фран­ цузски» («За рубежом», 1975, № 7, с. 18). Наша молодежь практически отдана на волю музыкальной стихии. При современ. ных средствах .распространения эстетиче­ ской информации границы между странами и народами размыты. Нас буквально за­ хлестнул поток развлекательной музыки. Все, что поставляет империалистическая индустрия массовой культуры, становится доступным почти всем народам мира. Не случайно министр культуры Франции Жак Ланг, выступая в 1982 году в Мехико на Всемирной конференции ЮНЕСКО, указал па стремление транснациональных корпора­ ций стандартизировать, подогнать под еди­ ный образец все национальные культуры. Сц назвал это стремление культурным и интеллектуальным империализмом. Министр говорил: «Речь идет, по существу, о свое­ образной форке вмешательства во внут­ ренние дела государств, или, точнее, о наи­ более опасной форме вмешательства: об интервенции в сознание граждан других стран» («За рубежом», 1982, № 41, с. 11). Так оценивал сущность явлений министр буржуазной республики. Мы же продолжа­ ем тешить себя розовыми иллюзиями. Для них уже не осталось места. Более того, они вредны, социально опасны. Пора действо­ вать! Но действовать умно, расчетливо, на доб­ ротной научной основе. Прежде всего сле­ дует разобраться в первопричинах рас­ пространения' западной музыкальной моды, своего рода специфической «детской бо­ лезни». Это доказывает тот факт, что среди поклонников западной моды абсо­ лютное большинство составляют юноши и девушки в возрасте оV 15 до 20 лет, а 28--30-летние составляют около трех про­ центов. Иными словами," к концу третьего десятилетия проходит увлеченность музы­ кальной экзотикой. Но, к сожалению, к тому же времени безвозвратно уходит и время продуктивного освоения народной песенности, классической профессиональной музыки. Происходит необратимый процесс эстетического разоружения молодежи. Хотелось бы обратить внимание еще на одну сторону явления. Западная мода от­ нюдь не всеохватна. Она ограничивается узкими рамками развлекательной музыки. Очевидно, к тому есть свои причины. В русском фольклоре была развлекательная музыка. Уже ребенку колыбельного возрас­ та предлагалась прибаутка, потом шли шуточные, сатирические, плясовые, хоро­ водные песни, скоморошины... Собственно, после утраты магических функций развле­ кательными были аграрные праздники и обряды, свадьба. Исторически закономерное развитие жизни предопределило их исчезновение. Предопределило утрату традиционных жан­ 156 ров, но отнюдь не потребности людей в развлечениях и в развлекательной музыке. Наши работники культуры, поэты и компо­ зиторы не предложили взамен ничего рав­ ноценного. Следовательно, открыли «полю ворота». И речь необходимо вести не о за­ претах на западную моду, а о создании на добротной фольклорной основе нацио­ нальной развлекательной музыки. Сделать это непросто. И в первую оче­ редь потому, что давно сложились тради­ ции советского песенного творчества. И хотя они не соответствуют требованиям времени, ломать их тяжело и больно. Тя­ жело, потому что придется расстаться с устоявшимися стереотипами оценки дей­ ствительности, больно, потому что человеку и обществу всегда больно расставаться с детскими иллюзиями. Уже несколько десятилетий ежегодно профессиональными и самодеятельными по­ этами и композиторами создаются тысячи песен. Но они бесследно исчезают, не взволновав слушателей, не коснувшись их душ. Лишь единицы какое-то время «висят на слуху». Это песни-однодневки. Песни, вошедшие за этот период в народный пе­ сенный репертуар, вполне можно пересчи­ тать по пальцам. Почему так происходит? Многолетние наблюдения за бытованием песен в устах народа дают основания у т­ верждать, что поэты-песенники и компози- , торы не изучают законов народного песне- творчества. Следует помнить мудрое заме­ чание Д. С. Лихачева, что исполнитель народной песни поет о себе, для себя, слу­ шатель слушает о себе же. То есть человек ищет в песне прежде всего созвучия своим чувствам и переживаниям. А мы ему пред­ лагаем лакированно-бодряческие поделки, лишенные мысли и чувства. В народной ли­ рической песне всегда налицо психологиче­ ски обоснованный драматизм, в балладах — трагический конфликт. Драматическое и трагическое — катего­ рии эстетические. Их нельзя без ущерба для искусства изгонять из современных пе­ сен. В человеке заложена потребность дра­ матического, трагического. Это — потреб­ ность сопереживания, а сопереживание — мощный фактор нравственного становления личности. Лишенные драматического накала, игры страстей песни-восхваления, песни-любо­ вания, песни-пейзажи не принимаются на­ родом. Это — песни-пустышки, песни ни о ком и ни о чем. Таких песен написаны ты­ сячи. Их поют в хоровых коллективах, иног­ да очень одаренные певцы, они звучат по радио и телевидению, записаны на грам­ пластинки, но народ их не поет и петь не станет. Чтобы убедиться в правоте сказанного, достаточно просмотреть те песни литера­ турного происхождения, которые стали на­ родными. Напомню лишь некоторые из них: «Ревела буря, дождь шумел» К. Ф. Рылеева, «Хуторок» А. В. Кольцова, «То не ветер ветку клонит» С. И. Стромилова, «Шумел, гремел пожар московский» Н. С. Соколова, «Славное море — священный Байкал» Д. П. Давыдова, «Хас Булат уда­ лой» А. Н. Аммосова, «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина» и «Сиротою я росла, как былинка в поле» И. 3. Сурикова. Можно назвать песни, ставшие народными в со

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2