Сибирские огни, 1987, № 2
пой жизни суммы знаний и трудовых навы ков, потому что современный труд на про изводстве качественно отличен от труда в семье и требует таких широких позна ний, хранительницей которых не может стать ни одна отдельно взятая семья. Шко ла стала если не идеальным, то достаточ но совершенным институтом передачи подрастающим поколениям социально цен ных знаний. После завершения школьной реформы, очевидно, сможет давать и необ ходимые трудовые навыки. Но патриархальная семья и сельская об щина обеспечивали нравственное формиро вание личности, ее социализацию, ее при способление к требованиям общества. Нравственное формирование включало воспитание трудолюбия, коллективизма, способности к сопереживанию, честности, уважения к старшим и многих других цен ных качеств. Кто взял на себя эти функ ции? Обычно отвечают: школа, семья, пионер ская и комсомольская организации. Фор мально, да. Но у семи нянек — дитя без глазу, говаривали в старину. Судя по ре зультатам, так и случилось. Кто виноват? Семья? Конечно. Но каковы ее возможно сти? Даже в весьма благополучных семьях у родителей для общения с детьми крайне ограничены возможности. Утром не хвата ет времени на то, чтобы накормить детей, собрать и отправить в школу. Вечером ро дители возвращаются поздно, раздражен ные и усталые после работы, заседаний и собраний, стояний в длинных очередях за продуктами, когда времени и сил едва хватает на то, чтобы проверить подготовку к урокам и уложить детей спать. В школе, под воздействием педагогического коллек тива дети находятся четыре-шесть часов и заняты в основном — я не отрицаю вос питывающей функции урока — получением знаний. Школьная пионерская и комсо мольская организации функционируют в рамках того же школьного времени. К тому же — не будем закрывать глаза на правду — часто их деятельность носит формально-демагогический характер, не затрагивая душевных глубин. Все свободное время дети находятся за пределами возможного воздействия семьи и школы, они отданы улице, которая не унаследовала социализирующие, нравоучи тельные функции сельской общины, пред ставляет собой неопределенную сумму дет ских и подростково-молодежных микроар телей, нередко являющихся носителями извращенной морали. Улица сводит на нет воспитательные усилия семьи и школы. Ее дружно клянут учителя и родители, а ее бурную жизнь зачастую знают только участковые инспектора да работники ин спекций по делам несовершеннолетних. Улица имеет свои нравственные и эсте тические ориентиры, своих героев. Ими становятся не отличники учебы, тимуровцы или подростки, проработавшие лето в кол хозе или на стройке, а те, кто не побоялся на школьном крыльце раскурить сигарету, дохнуть в лицо директору школы винным перегаром, кто имеет японский магнитофон, фирменные джинсы, умееть «кайфовать», «балдеть» под заграничную музыку. Давно вызрел социальный заказ исклю. чительной важности — превратить «улицу» 154 из коварного монстра в нашего доброго со юзника. Возможно ли это? Думаю, что да Если, конечно, наберемся смелости и посмотрим правде в глаза, откажемся от исторически сложившихся стереотипов в оценке дей ствительности. Что представляет собою сегодня работа комсомольских организаций? Чаще всего слабое эхо работы администрации, партий ной и профсоюзной организаций. Занима ются они теми же вопросами, да и пользу ются теми же методами и формами работы. У них по существу нет самостоятельного участка деятельности. Это порождает в комсомольской среде неверие в собственные силы, пассивность и другие пороки. Пред ставляется жизненно важной и давно на зревшей коренная перестройка структуры комсомольской и пионерской организаций, их повседневной работы. Комсомольско-пионерская, детско-моло дежная организации должны взять на себя нравоучительные и социализирующие функции, которые в современных условиях остались, как выражаются дети, «всехные», а потому «ничейные».' Комсомольско-пио нерская организация должна строиться по образцу большой крестьянской семьи, быть разновозрастной, с естественной иерархи ей, основанной на преимуществе возраста, опыта, знаний, умений, способностей, с фактическим, а не формально-бюрократиче ским лидерством. Строиться такие организации должны не по производственному, а по территориаль ному принципу — дом, квартал, микрорай он, улица, село, район. В обязанности до мовых, квартальных, а следовательно, и вышестоящих детско-молодежных органи заций могло бы входить следующее: под держание дисциплины и правопорядка на вверенном участке; повседневный контроль за поведением, в самом широком смысле этого слова, вплоть до внутрисемейных от ношений, всех детей и подростков; органи зация систематических занятий физической культурой, не ради высоких показателей, а ради здоровья и гармонического разви тия; организация игр, увеселений, турпохо дов, экскурсий; эстетическое и нравствен ное воспитание; помощь старикам, инвали дам, многодетным семьям и одиноким ма терям: Помощь больным, увечным — не столько трудовой долг, сколько форма нравствен ного воспитания, развития так недостаю щего в наши дни сопереживания, чувства сопричастности к чужому горю. Ухаживая за стариками, беспомощными младенцами, будущие матери и отцы приобретали бы чувства и трудовые навыки, которые потре буются им в дальнейшей жизни. Но главное, пожалуй, в том, что их труд обретал бы реальную значимость в их соб ственных глазах, появились бы и сложи лись в процессе коллективной целенаправ ленной деятельности реальные нравствен ные ориентиры. В условиях зависимости в повседневной жизни каждого от коллекти ва в целом, ответственности старших за меньших и подконтрольности последних невозможно было бы появление и разви тие таких пороков, как склонность к лено сти, рвачеству, хулиганству, курению, пьян
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2