Сибирские огни, 1987, № 2

пой жизни суммы знаний и трудовых навы­ ков, потому что современный труд на про­ изводстве качественно отличен от труда в семье и требует таких широких позна­ ний, хранительницей которых не может стать ни одна отдельно взятая семья. Шко­ ла стала если не идеальным, то достаточ­ но совершенным институтом передачи подрастающим поколениям социально цен­ ных знаний. После завершения школьной реформы, очевидно, сможет давать и необ­ ходимые трудовые навыки. Но патриархальная семья и сельская об­ щина обеспечивали нравственное формиро­ вание личности, ее социализацию, ее при­ способление к требованиям общества. Нравственное формирование включало воспитание трудолюбия, коллективизма, способности к сопереживанию, честности, уважения к старшим и многих других цен­ ных качеств. Кто взял на себя эти функ­ ции? Обычно отвечают: школа, семья, пионер­ ская и комсомольская организации. Фор­ мально, да. Но у семи нянек — дитя без глазу, говаривали в старину. Судя по ре­ зультатам, так и случилось. Кто виноват? Семья? Конечно. Но каковы ее возможно­ сти? Даже в весьма благополучных семьях у родителей для общения с детьми крайне ограничены возможности. Утром не хвата­ ет времени на то, чтобы накормить детей, собрать и отправить в школу. Вечером ро­ дители возвращаются поздно, раздражен­ ные и усталые после работы, заседаний и собраний, стояний в длинных очередях за продуктами, когда времени и сил едва хватает на то, чтобы проверить подготовку к урокам и уложить детей спать. В школе, под воздействием педагогического коллек­ тива дети находятся четыре-шесть часов и заняты в основном — я не отрицаю вос­ питывающей функции урока — получением знаний. Школьная пионерская и комсо­ мольская организации функционируют в рамках того же школьного времени. К тому же — не будем закрывать глаза на правду — часто их деятельность носит формально-демагогический характер, не затрагивая душевных глубин. Все свободное время дети находятся за пределами возможного воздействия семьи и школы, они отданы улице, которая не унаследовала социализирующие, нравоучи­ тельные функции сельской общины, пред­ ставляет собой неопределенную сумму дет­ ских и подростково-молодежных микроар­ телей, нередко являющихся носителями извращенной морали. Улица сводит на нет воспитательные усилия семьи и школы. Ее дружно клянут учителя и родители, а ее бурную жизнь зачастую знают только участковые инспектора да работники ин­ спекций по делам несовершеннолетних. Улица имеет свои нравственные и эсте­ тические ориентиры, своих героев. Ими становятся не отличники учебы, тимуровцы или подростки, проработавшие лето в кол­ хозе или на стройке, а те, кто не побоялся на школьном крыльце раскурить сигарету, дохнуть в лицо директору школы винным перегаром, кто имеет японский магнитофон, фирменные джинсы, умееть «кайфовать», «балдеть» под заграничную музыку. Давно вызрел социальный заказ исклю. чительной важности — превратить «улицу» 154 из коварного монстра в нашего доброго со­ юзника. Возможно ли это? Думаю, что да Если, конечно, наберемся смелости и посмотрим правде в глаза, откажемся от исторически сложившихся стереотипов в оценке дей­ ствительности. Что представляет собою сегодня работа комсомольских организаций? Чаще всего слабое эхо работы администрации, партий­ ной и профсоюзной организаций. Занима­ ются они теми же вопросами, да и пользу­ ются теми же методами и формами работы. У них по существу нет самостоятельного участка деятельности. Это порождает в комсомольской среде неверие в собственные силы, пассивность и другие пороки. Пред­ ставляется жизненно важной и давно на­ зревшей коренная перестройка структуры комсомольской и пионерской организаций, их повседневной работы. Комсомольско-пионерская, детско-моло­ дежная организации должны взять на себя нравоучительные и социализирующие функции, которые в современных условиях остались, как выражаются дети, «всехные», а потому «ничейные».' Комсомольско-пио­ нерская организация должна строиться по образцу большой крестьянской семьи, быть разновозрастной, с естественной иерархи­ ей, основанной на преимуществе возраста, опыта, знаний, умений, способностей, с фактическим, а не формально-бюрократиче­ ским лидерством. Строиться такие организации должны не по производственному, а по территориаль­ ному принципу — дом, квартал, микрорай­ он, улица, село, район. В обязанности до­ мовых, квартальных, а следовательно, и вышестоящих детско-молодежных органи­ заций могло бы входить следующее: под­ держание дисциплины и правопорядка на вверенном участке; повседневный контроль за поведением, в самом широком смысле этого слова, вплоть до внутрисемейных от­ ношений, всех детей и подростков; органи­ зация систематических занятий физической культурой, не ради высоких показателей, а ради здоровья и гармонического разви­ тия; организация игр, увеселений, турпохо­ дов, экскурсий; эстетическое и нравствен­ ное воспитание; помощь старикам, инвали­ дам, многодетным семьям и одиноким ма­ терям: Помощь больным, увечным — не столько трудовой долг, сколько форма нравствен­ ного воспитания, развития так недостаю­ щего в наши дни сопереживания, чувства сопричастности к чужому горю. Ухаживая за стариками, беспомощными младенцами, будущие матери и отцы приобретали бы чувства и трудовые навыки, которые потре­ буются им в дальнейшей жизни. Но главное, пожалуй, в том, что их труд обретал бы реальную значимость в их соб­ ственных глазах, появились бы и сложи­ лись в процессе коллективной целенаправ­ ленной деятельности реальные нравствен­ ные ориентиры. В условиях зависимости в повседневной жизни каждого от коллекти­ ва в целом, ответственности старших за меньших и подконтрольности последних невозможно было бы появление и разви­ тие таких пороков, как склонность к лено­ сти, рвачеству, хулиганству, курению, пьян

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2