Сибирские огни, 1987, № 2
иил: осквернение водного источника, родни ка — величайшее святотатство, ведь не зря слова родник, природа, родня, народ, Ро дина имеют один корень , НЕЛЮДЬ И ЕСТЬ КЕЛЮДЬ Это было в Чулыме, в ста двадцати ки лометрах от Новосибирска. С группой сту дентов вошел я в крепкую пятистенную избу. Идеальная чистота. На прочной та буретке —старуха. Перед ней, на другой— тазик. В мыльной пене — две пары только что связанных перчаток. Хозяйка дома одинока. Несколько лет назад, по ее же словам, обезножела. Пере двигается с большим трудом, опираясь на какие-либо предметы. —А кто прибирает в доме, полы моет?! — ужаснулись студентки. — Сама. Кто же еще? —А кто двор подметал?—звучит недо верие. — Сама. Табуретку подвину—и промету. —Ни в голосе, ни во взгляде нет даже те ни уныния.—А вот на базар не могу схо дить. Соседи, спасибо им, шерсти купят, я напряду, свяжу что надо, они же и от несут... —Трудно же? —Нешто без дела сидеть легше? Да ни в жисть! Чтоб сидеть без работы? И в ро ду своем бездельников не припомню. Перед войной, бывало, еще молодой была, руки жабреем в кровь исколет, места живого нет,—а пока пятьсот снопов не свяжу, с поля не пойду. В войну стога метала, скир доправом была, коров доила, на тракторе робила... А чтоб без дела? Да нешто гуль- тая можно считать человеком, сами поду майте!? Што с того, что два глаза да шта ны носит? Нелюдь и есть нелюдь! Таково было рассуждение умудренной жизненным опытом труженицы, моралите, устное публицистическое выступление. Всю жизнь не знавшие отдыха «умные» руки давали ей на то право. Она называла не оглядываясь одного за другим бездель ников со своей улицы. В домах некоторых из них мы уже побывали. Живым в них не пахнет. —Ну, ладно, они стыд и совесть пропили, своих же родителев грабят, таким, что плюй в глаза—все божья роса!—но где наша власть?! Пошто на них, паразитов, управы-то нету?! Да рази так дальше можно жить? Подобные высказывания, естественно, в разной форме, мы слышали повсеместно. Требования тружеников можнр сформулиро вать довольно точно: паразитические эле менты всех мастей не имеют права на су ществование в социалистическом общест ве, и государство обязано найти средства радикальной борьбы с ними. Тунеядство нельзя рассматривать изоли рованно от других явлений, таких как пьянство, спекуляция, воровство, взяточни чество и прочее. Они крепко взаимосвяза ны. Доказывать это нет необходимости. Остановлюсь только на одном аспекте дан ной проблемы. Большинство алкоголиков, тунеядцев считают себя поборниками со циальной справедливости. Одно время я основательно интересовался бичами. Жар гонное слово «бич» означает «бывший интеллигентный человек». Чаще всего они обвиняют других. Обычно следует рассказ о несправедливом отношении к себе власть имущих, о поисках справедливости, конеч но, бесполезных и — о падении. Приведу лишь фрагменты бесед, их смысл. — ...Она без подсказки ни одной задачки решить не могла. Мы смеялись: «Пустите Дуньку в Европу!» А она уже не только в Европе побыла, весь мир объехала. Маши на, дача, дочери — кооперативную кварти ру купила, сыну — дом за четырнадцать тысяч... Да такие Дуньки повсюду, а ты о справедливости... — Почему бичую? Да чтоб ни перед од ним подонком шапку не ломать! Служить бы рад, прислуживаться тошно! Молчали- ны в моде. Для них все доступно. Со мной в институте один такой учился. Ни рыба, ни мясо, но... идеальная мимикрия! И что ты думаешь? Пошел, пошел — и уже в большом доме. Ему и путевка на курорт каждый год, да еще с женой, лечпособие, закрытые распределители, продукты по твердым ценам... Где совесть была, там... Можно было бы отмахнуться от сказан ного: пьяный бред, оправдания ищут. Но в сказанном много справедливой критики. Нельзя социалистическое общество считать здоровым, если в нем вольготно чувствуют себя паразитические элементы. Да и льготы партийным работникам — явление непар тийное, подрывающее авторитет партии. Ор ганизация, имеющая право неограниченного контроля во всех сферах деятельности, вос питывающая массы, не имеет права давать повод для нареканий в свой адрес. Я ком мунист с 1942 года и считаю себя ответ ственным за всю деятельность партии. Ли шение льгот партийных работников не ослабит партийный аппарат, а, наоборот, укрепит его: избавит о т корыстолюбцев, ищущих только собственных выгод. Сейчас мне хотелось бы, хотя бы кратко, обобщить конкретные предложения, кото рые приходилось слышать от людей труда Все считают, что болезнь зашла настолько далеко, что без хирургического вмешатель ства не обойтись, что нужны строгаге зако нодательные меры. Компьютер позволяет все добро и зло содеянное каждым из нас за свою жизнь) положить на беспристрастные весы об щества. Исходя из элементарного подсчета выте кает, что мужчина, уходя иа пенсию в шестьдесят лет, обязан иметь 42-летний производственный стаж. Откуда взялся необходимый сейчас для назначения пенсии 25-летний — непонятно. Но многие лодыри в молодые годы ориентируются на него- «Чего я буду силы гробить, успею зарабо) тать на пенсию!» Надо лишить тунеядцев этой лазейки. В полном объеме получать пенсию должен только тот, кто честно про работал не менее сорока лет (женщинам соответственно, меньше). За каждый не трудовой год, в том числе и проведенный в заключении, то есть «недоданный» в об щественную копилку ценностей, пенсию не обходимо снижать на 10— 15 процентов вплоть до минимальной. Это справедливо: каждому в строгом соответствии с его лич ным вкладом в общее дело. Конечно, ис- 151
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2