Сибирские огни, 1987, № 2

М. МЕЛЬНИКОВ ЖИВЫЕ В сем известно с детства: родник — вытекающий из земли источник, ключ. Но тот же корень имеют сло­ ва родить, родня, род, порода, Родина. Случайно ли это? Многочисленные слова с корнем «род» имеют прямое или опосре­ дованное отношение к рождению, как воз­ никновению, и роду, как объединению лю­ дей по признаку родства. Наши предки улавливали прямую зави­ симость между ними. Выбирали корову по породе, невесту по роду, почитали Рода и Родину, преклонялись перед родящей силой земли (мать-сыра земля) и воды (Волга- матушка). Во многих местах и у многих народов родники считались священными. Их осквер­ нение расценивалось как тягчайшее из преступлений, на которые способен человек, как святотатство. В этих верованиях была заложена величайшая мудрость. Люди зна­ ли: ИССЯКНУТ РОДНИКИ—ВЫСОХНУТ реКИ, ВЫ­ ВОДА ЖИВАЯ Случилось это в тридцать четвертом в селе Тоя-Монастырское Колыванского рай­ она Новосибирской области. В полновод­ ную на редкость рыбную Тою впадала Бобровка. Километра полтора от устья речушку можно было проехать на легкой лодке, а дальше — завалы, сплете­ ния ивовых, смородиновых да черемуховых кустов. Где-то в начале июня она неожи­ данно зачахла. Прямо на глазах. Стала за­ метно мелеть и Тоя. Отец бросил все дела, заткнул за ремень топор, бросил на плечо лопату: «Должно, родник якый-то пакостник задушил!» Так и оказалось. Колесный трактор в поисках брода, пробуксовывая в мокрых местах, оставил глубокие колеи. А выше, где догнивали остатки последней плотины бобров, видимо, прочно засел. На выручку приходил другой трактор. Все было взрыто, переворочено, забито хворостом и свеже- поваленными осинами. Родники задохну­ лись, перестали питать речку. Принялись мы их выручать, и когда вечером, грязные 148 РОДНИКИ сохнут реки — придет смерть. Верования были лишь религиозной оболочкой этого знания, надежно охранявшей родники. Мы с легкостью расстались с верованиями. И не заметили, как вместе с ними утратили народные знания, охранительные традиции. Вооруженные новейшей техникой, кру­ шим все способное родить. Невежество многолико. С легкостью уничтожаем род­ ники духовной жизци народа: его обычаи, традиции, культуру, национальную само­ бытность. По распоряжению высокопоставленных невежд обезглавлен храм Александра Нев­ ского, венчавший старую Колывань, уничто­ жена половина памятников деревянного зодчества в Новосибирске, развалены профессиональными невеждами от культу­ ры сотни фольклорных групп и хоров на­ родной песни, оркестров народных инстру­ ментов — задушены родники, питавшие ве­ личественную реку национальной культуры! И МЕРТВАЯ и усталые, возвращались домой, нас, посте­ пенно набирая силу, догонял ручеек. Но вскоре все повторилось... В конце шестидесятых я снова побывал в этих мес­ тах. Тщетно искал следы Бобровки. Да и вместо полноводной Той, крутившей мель­ ничные колеса, снабжавшей водой крах­ мальный завод, поившей, кормившей рыбой десяток деревень, в траве пробивался еле заметный ручеек. Исчезли деревни и посел­ ки Шейкино, Ростовское, Починки, За- мостье, большое село Тоя-Монастырское, по нескольку изб осталось в селах Середино и Стажково. По роду работы мне ежегодно приходит­ ся выезжать со студентами в различные районы области в поисках родников народ­ ной мудрости, народного искусства. Эти родники духовной культуры тоже изрядно перепахали чиновные невежды. Вспомнил я об этом только для того, чтобы указать на закономерность: где безжалостно оск­ верняется природа, гибнут чистые источни­ ки, бездумно глушатся источники жизни духовной. И происходит это, как правило,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2