Сибирские огни, 1987, № 2
а «при помощи энтузиазма». На предприя тиях все истины конкретны: продукция имеет свое количество и наименование, ра ботники— свои фамилии, имена и разря ды, машины и механизмы — свои номера. А в министерстве? Там только продукция имеет свое количественное и номенклатур ное выражение, а фамилии и имена только у работников аппарата министерств и ру ководителей предприятий. Все остальное — цифры и наименования. Объемы — в тон- . нах, миллионах рублей, штуках; работни ки — в тысячах человек, механизмы, ма шины — в тысячах штук и единиц и тому подобное. Потребительские конкретности предприятий в министерстве затушевыва ются, трансформируясь в общий облик де ятельности отрасли, где показатели конкрет ного предприятия идут зачастую вторым знаком после запятой. В этом суть диалек тического противоречия между потреби тельной стоимостью и стоимостью, только в нашем обществе оно выражено не в анта гонистических противоречиях между трудом и капиталом, а в неантагонистическом про тиворечии между развитием отрасли в це лом и каждым ее составляющим трудовым коллективом. Для преодоления противоре чий министерство должно тщательно сба лансировать контрольные цифры, доведен ные до него Госпланом СССР, с возмож ностями каждого своего трудового коллек тива. .Всегда ли это делается должным обра зом? Не всегда. Убедимся в этом, рассмот рев план по Западно-Сибирскому нефтега зовому комплексу. На 1986—1990 годы правительство определило Западную Си бирь как главное звено в развитии нефтяной и газовой промышленности стра ны и действовало исходя из этого. Госплан СССР довел контрольные цифры до ми нистерств с учетом правительственных заданий1. Когда комиссия Госплана СССР подсчитала, что же министерства в своих планах довели до предприятий в З а падной Сибири, то недосчиталась и значи тельных объемов лимитов, и значительных объемов ресурсов. Объяснения просты: «выделили хоть и не в Западной Сибири, но для нее», «лимиты Госплан не выделил полностью», а то и просто: «они этого не осилят!!» Первая ссылка противоречит постановле ниям, так как, зная эту старую тактику ми нистерств, правительство оговорило лимиты и ресурсы территорий Западно-Сибирского нефтегазового комплекса. Вторая ссылка то же не убедительна, так как министерства обязаны были выделить на Западную Си бирь все полной мерой, а на остальные тер ритории... ну что же, по остальным райо нам надо идти в Госплан и доказывать. Однако по районам с падающей добычей доказывать очень трудно, легче кричать, что в Западной Сибири не хватает... По части «осилят или не осилят» — это тоже вопрос министерства. Не могут осилить в Тюменской области либо Томской — по могите им силами других районов... Однако необходимого не дали, оставив задачи не решенными. 1 «С иби ри у ск о р ен н ы й ш а г» . « П р а в д а » , 7 се н тя б р я 1985 г. 144 Так кто же планирует? Где произошел сбой в сбалансированности планов? Меж ду прочим, в подготовке проектов поста новлений приняли участие все трудовые коллективы комплекса. Они же разрабаты вали и рассматривали все мероприятия по их выполнению. Однако часть мероприятий осталась не подкрепленной планом. Давайте же называть вещи своими име нами. Как часто мы, рассуждая об огре хах наших планов, ссылаемся на так на зываемые планирующие органы, подразу мевая под ними Госплан СССР и Госпла ны союзных республик. Госплан никогда и ничего не планировал. Он вырабатывал концепции развития народного хозяйства страны, основные контрольные цифры, до водил их до министерств, рассматривал планы последних, соглашаясь либо не со глашаясь с ними, и осуществлял свод пла нов отраслей в единый государственный план страны. Кто же тогда планирует? Планируют министерства. Эта истина, к сожалению, не общеизвестна. А она долж на быть известна, чтобы каждый знал, что подразумевается под понятием «планирую щий орган», когда речь идет о неувязках планов отдельных предприятий. Вот когда речь идет о неувязках развития отраслей народного хозяйства — то это Госплан СССР. Еще в начале двадцатых годов в письме Г. М. Кржижановскому В. И. Ленин писал о том, что все будут сваливать свою работу на Госплан. Он не должен позволять этого. Именно это предупреждение Ильича и побудило меня взяться за перо, чтобы поговорить о планах и планировании, а заодно защитить аппарат Госплана от напа док по вопросам, к нему не относящимся. В работе аппарата Госплана масса сво их недостатков, и главным, на мой взгляд, является низкий КПД использования зна ний и опыта его специалистов и экспертов. Это огромная потенциальная преобразую щая сила. Пройдя большой путь практиче ской работы на предприятиях и в аппара тах отраслей, они зачастую знают дело, которое ведут лучше работников мини стерств, а владея, к тому же, общими тен денциями развития народного хозяйства, вносят свои коррективы в деятельность от раслей на основе этих тенденций и — с большим знанием дела. Как представите лю аппарата Госплана СССР в Западно- Сибирском нефтегазовом комплексе, мне часто приходится общаться с моими колле гами из Москвы, особенно работниками от делов нефти и газа и строительного. Как много знакомых лиц! С одним работал на целине, с другими в Поволжье и в За падной Сибири месили грязь и болота, ос ваивая новые месторождения нефти и га за. Нет, случайными людьми их не назо вешь. Это специалисты. Знаете, бывает обидно и за себя, и за своих коллег, ког да переписываешь по десять раз одну и ту же бумагу, подгоняя свою точку зре ния под точку зрения министерств только потому, что последние отвечают за разви тие отрасли. Безусловно, крупным недо статком Госплана является его уступчи вость в разработке системы планируемых показателей. А как не уступить, когда быв-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2