Сибирские огни, 1987, № 2
беспочвенность его предложения. Он вы глядел новатором, а я — ретроградом. Доказывать собственному руководителю тоже не сахар. Руководитель — личность многоплановая. Показатели плана его ин тересуют не столько с позиций их содер жания, сколько с позиций их выполнения. И нечего скрывать, для большинства руко водителей более легкий путь выполнения является более престижным. Да и смотрит он в плане больше на престижные показа тели, то есть на те, за невыполнение кото рых бьют, а за выполнение — поощряют, а на прочих, как правило, не задерживает взгляда. Сформировалась за последние го ды в когорте руководителей многочислен ная группа руководителей-«мудрецов». Кондовых и умудренных опытом, отлично знающих все кочки на служебных лестницах, все закоулки управленческих коридоров. Эти носители административной муд рости всегда работают по принципу «Ум ный в гору не пойдет — умный гору обой дет!» Они умеренные сторонники меры: прогресс — в меру, критика — в меру. Они подолгу сидят в руководящих креслах. В меру подхваливаемые, в меру награждае мые. Их и журят-то в меру, с оглядкой на многоопытное сидение в креслах. Такому что-либо доказать почти невозможно. Весь его вид говорит о том, что он видит все насквозь и даже глубже. К мнению подчи ненных такие относятся уважительно, но решают по-своему. Все у них согласовано с «вышестоящими и местными партийными и советскими организациями». Именно они, уходя на «заслуженный» или на повыше ние, оставляют после себя предприятия, требующие немедленной реконструкции и технического перевооружения, и подчинен ных, привыкших безоговорочно глядеть в рот начальству. Легко и приятно работать с руководителем, который считает главным долгом помочь своим подчиненным в реше нии их задач. Не работать за них, а помочь в тех сферах, которые находятся за преде лами их компетенции. Приходилось рабо тать и с первыми, и со вторыми. От пер вого получишь задание на решение какого- либо трудного вопроса в министерстве. Едешь туда, как на казнь, и чувствуешь себя, как «голый на площади». Как вы по нимаете, нелегко в таком положении и со стоянии выполнять трудновыполнимые за дания. Вернешься с заданием, наполовину выполненным, посмотрит на тебя из-под нахмуренных бровей и изречет: «Большего от тебя и не ожидал». Выходишь с чувст вом никчемности своего существования. Когда выполняешь аналогичное поручение руководителя второго типа — все идет по- другому: необходимые письма подписаны, телефонные звонки сделаны, с тобой разго варивают, пытаются помочь, о всех сбоях звонишь своему начальнику, получаешь со веты. Даже сделав половину дела, услы шишь: «Ну что же. Лиха беда начало». Работать хочется и дальше, хочется довести все до конца. Так и с проектом плана. Дока зательство его в вышестоящих инстанциях дело непростое и хлопотливое. Необходимы и настойчивость, и одновременно умение идти на компромиссы. Но главное, не обходимо единство действий служащего и его руководителя.- Как видите, уважаемые читатели, мы поч ти подошли к его величеству Госплану. Осталась единственная инстанция — минис терство. Мы много говорим о необходимости пла нирования снизу. На этот счет есть поста новления, методические указания. «Вот проект плана, который мы отсылали в ми нистерство, а вот план, доведенный минис терством. Ничего похожего». С таким по луупреком ко мне, как работнику Госплана СССР, обратился начальник планово-эконо мического управления одного из строитель ных главков, который работает в Западно- Сибирском нефтегазовом комплексе. Все верно. Ничего похожего. Но как же это мог ло произойти? Где, на каком звене цепи «предприятие — главк — министерство — Госплан» произошел разрыв между предла гаемыми предприятием проектами и дове денными министерством планами? И как быть с законом о трудовых коллективах, в котором предусматривается его участие в планировании, с законодательством по правам местных Советов народных депута тов? Ведь зачастую то, что намечено и вы верено внизу, безжалостно рвется выше стоящими учреждениями без всякого огляда на чьи-либо мнения (если это не мнение бо лее высокого органа или лица). «Руки опускаются, когда получаешь план, заранее неисполнимый при любой пого де», — так обычно характеризуют руководи тели предприятий известное хозяйственное явление — несбалансированный план. Один пожилой бригадир комплексной бригады популярно объяснил мне разницу между потребительной стоимостью и стои мостью: — Мне плевать на ваши стоимости и се бестоимости. Это ваше занятие и ваша за бота. Моя забота — построить дом и по лучить за него заработанное. Построю быстрее — получу больше, сэкономлю ма териалы, механизмы — получу еще больше... Такова была позиция этого очень хоро шего бригадира по отношению ко мне— управляющему. Оценивая свою позицию, я знал, для того, чтобы он получил больше, я должен был лучше организовать дело, складывающееся из чисто стоимостных по казателей: цены, себестоимости, производи тельности, фондоотдачи и сотни других. Эти показатели требовалось улучшить, а для этого моему тресту требовалось мно гое. Министерство много не давало, а тре бовало то же самое, что и бригадир, — лучше организовать дело. В этом они схо дились полностью. Даже выражение сов падало: «это ваше занятие и ваша забота». Положение руководителя в данной ситуа ции, как говорится, «хуже не придума ешь». Возьмем идеальную ситуацию. Управля ющий трестом — идеал: принципиален, грамотен, честен перед делом и коллекти вом. Аппарат треста — квалифицирован ный. Расчет произведен точно и скрупулез но: чтобы увеличить объемы строительства на величину А, нужны ресурсы в объеме (В + С + Д )Х п , а не (В -)-С+Д ) Хп-1 или тем более— . Как же можно строить боль ше, не получая для этого больше, при столь тщательном подсчете возможностей и необходимого? На энтузиазме?! Давно известно, что строят не «на энтузиазме», 143
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2