Сибирские огни, 1987, № 2
главкам мы не распределяем деньги, на это министерство есть...» В коридоре начальник управления капи тального строительства министерства ска зал: «Тебе все ясно? Нам отказали, а отку да мы возьмем? Резервов нет». Так и уехал ни с чем. Значительно поздней понял, что прав был первый, а не второй, и что приве ли меня на это совещание вовсе не для то го, чтобы я участвовал в решении вопро са, а для того, чтобы отвязаться от наших обоснованных просьб. Мудрость, конечно, приходит с годами, а постижение всех зако улков крючкотворства приходит с мудро стью. Вот еще один из примеров контакта с аппаратом Госплана. Очень уважаемый мною работник строительного отдела рас сматривал один деликатный вопрос. Дирек тивами съезда партии был определен срок ввода в эксплуатацию одного из газопере рабатывающих заводов в Нижневартовске. На заводе предусматривалась установка компрессоров новой модификации, которые должен был изготовить один из ленинград ских заводов. Строители, учитывая важ ность стройки, приложили все силы к то му, чтобы вовремя выполнить строительные работы и подготовить цехи под монтаж обо рудования. Однако оборудование не посту пило. Пришлось вылететь в Ленинград. Директор этого крупного и известного в стране завода принял меня любезно и столь же любезно объяснил, что компрес соров ни в этом году, ни в следующем не будет, так как техническая доку ментация на их изготовление не вышла да же из стен конструкторского бюро. Ожи дают ее к концу года, затем изготовят опытный образец, который поступит на ис пытательный полигон, и так далее... Мои попытки сослаться на директивы съезда не дали положительного результата. Директор поступил просто. Достал с полки книжечку с материалами съезда и отчеркнул в ней задачи, которые поставлены перед отраслью, в которую входит завод. Задачи, стоящие перед нами, были на разных страницах. «Давайте каждый делать свое дело» Я по нял, что это прелюдия к окончанию разго вора. «Дайте хоть бумагу, что компрессо ров не будет в этом году», — это было единственное, на чем я мог настоять. За вод, сославшись на несколько других ве домств, разрабатывающих документацию, поставляющих комплектующие, а также на ряд межведомственных организаций, под эгидой которых должны состояться испыта ния образца, выдвинул ряд условий, при соблюдении которых этот образец должен быть изготовлен, затем оценен, а затем за пущен в серийное производство. Все это превращало в прах энтузиазм строителей по вводу предприятия в сроки, указанные директивами. Вот с этим документом мы и прибыли в Госплан СССР для решения воп роса о переносе срока ввода. Казалось, что все должно было решиться однозначно. Ко му нужен газоперерабатывающий завод без цеха компремирования? Отрасли, пере рабатывающей попутный нефтяной газ, та кой завод не нужен. Однако срок ввода не перенесли. Причина одна. Она была яс но высказана уважаемым мною работни ком Госплана. Госплан не может вносить коррективы в решения съезда партии. Ин декс моей личной оценки деятельности Гос плана СССР резко полетел вниз. Как же так, думал я, ведь Госплан готовил для съезда проект директив по Основным на правлениям развития народного хозяйства страны. Его визировали и строительный и машиностроительные отделы. Как же в та кой высокий документ прошло несогласо ванное решение? Спустя много лет я переоценил свою по зицию. Переоценил потому, что не забыл этот эпизод, а взглянул на него с иной точки зрения. В то время я работал начальником про изводственного управления строительного главка, организации которого строили этот завод. Все организационные и распоряди тельные документы — графики, заказные спецификации, приказы, распоряжения, ка сающиеся этой стройки, — проходили через мое управление либо через отделы трестов, функционально ему подчиненные. То есть я лично держал руку на пульсе этого дела. Не зря пишу «я», «мое», а не «мы», «на ше», как это зачастую принято. Пишу от первого лица, чувствуя свою непосредствен ную причастность к срыву ввода важней шего объекта. Стройку начали за два года до описанной мною поездки в Ленинград и в Москву. Почему же я хватился решать вопрос только тогда, когда понадобилось устанавливать оборудование на фундамен ты? Почему два года не шевелил своих коллег в главках и министерствах заказчи ков? Кстати, почему они не шевелились са ми, а вместе со мной пошли искать «ры жих» в Госплане СССР? Ведь это работа наша, а не ГоспланаІ Госплан подготовил правильный проект, и съезд его утвердил, предполагая, что эти задания должны стать делом всех и каждого в отдельности. Одна ко партийная директива, дойдя до всех, очевидно, не дошла до каждого. Не дошла она и до меня в этом конкретном вопросе, так же, как не дошла и до моих коллег в других ведомствах. Интересный психологический нюанс. Когда мы говорим и пишем о недостатках в системе управления, то представляем ее как некую совокупность управляющих ап паратов различных уровней. По согласо ванности либо несогласованности их дейст вий даем оценку деятельности системы в целом либо отдельных ее отраслей. Но ведь каждый аппарат состоит из нас, а имя нам — сотни тысяч. Как мы-то трудим ся? Чем живем? На что ориентируемся? Трудимся и живем, ориентируясь на своих руководителей. Работник аппарата лишен возможности принять решение, выходящее за рамки самого аппарата, несогласованное с мнением руководителя. Оно просто не бу дет утверждено и подписано. Это верно и неоспоримо. Принцип единоначалия: рабо та должна быть коллективной, а ответствен ность персональной. И вместе с тем очень и очень многими работниками аппаратов этот принцип трансформируется в схему: «Мне сказали — я сделал. Сказали переде лать — переделал. Не понравилось — пере писал по-другому». А если руководитель не давал задания, а я подготовил документ? Это уже иници атива. Не скрою, не всякая инициатива радует начальство. Совершенно разные ве щи — инициатива рабочего, инициатива на чальника и инициатива служащего аппара 141
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2