Сибирские огни, 1987, № 2

О П а р а м о н о в о й — сотрудница од­ ного предприятия, подчиненного «Плодо- овощхозу»: — У нас, знаете, до чего додумались? Черноплодную рябину в совхозах вырубать. Не находит, мол, сбыта. Ну, правда, ее по личным садам много сейчас — трудно сбы­ вать. А у Парамоновой, представьте, рас­ тет. — И сбывает? — Сбывает. — Куда же? — А в Павлодар. Загрузит машины — и пошел. — Деловая, значит, женщина. — Так я же и говорю: хозяйка! Еще о П а р а м о н о в о й (прямо проти­ воположное): — Платила она приезжим на сборе обле­ пихи по рублю за килограмм. А народ со­ образительный: понаделал рогатулек, вро­ де детских рогаток, только поперек лесочка натянута, расстйлают под кустом полиэти­ лен, ширк этим приспособлением по вет­ к е— и вся ягода на подстилке. Производи­ тельность, конечно, взвилась. Так вот, она усмотрела эту рационализацию да и пони­ зила расценки — до пятидесяти копеек. А люди не поехали. И у нее часть облепи­ хи — под снег! Сэкономила, называется. А знаете, какая это облепиха? Уникальный сорт: крупная, продолговатая, без колю­ чек. Цены ей нет. И — под снег! Да за та­ кое голову отвинтить мало! Я спросил во время дегустации у Лидии Григорьевны: правда это — насчет черно­ плодки? — Правда, — хитро прищурилась она. — Значит, в Павлодар? — В Павлодар. А там — нарасхват. Про случай с облепихой, каюсь, спраши­ вать не стал И не потому, что вкушал как раз, так сказать, хлеб-соль у Парамоновой. Подумал: а вдруг он точно был? Ведь она не отведет глаза в сторону, не скажет: «Да кто же вам такой ерунды нагородил?» От­ ветит прямо и честно. А у нее, может, это до сих пор болит — посильнее, чем у кого другого. Короче, не спросил. Хотя пони­ мал, что заслужу чей-нибудь упрек: ишь вы какие, правдоискатели! Значит, «о деяниях просите .ответов, а о злодеяниях — ни-ни?» — Лидия Григорьевна! — загорячился Леон Суренович. — Вы только скажите! Я вам все продам! На юг — пожалуйста. По­ чему так: они нам свое везут — мы им нет? А они же там этого, — он схватил банку с облепихой, — не знают, не пробовали! У них не растет. Понимаете? Не может! Вот не проблемную статью пишу, однако на одном досадном, раздражающем факте не могу не остановиться. Когда же наконец научимся мы преподносить свой товар ли­ цом? Самый разный! В том числе и такую вот, как здесь ее называют, сладкую про­ дукцию? Смотришь в магазине на импорт­ ные банки... изящные, высокие, стройные, я бы сказал. Этикетки на них — произведения искусства. Не банка с мочеными яблоками стоит, а... кинозвезда. И расхватывает их народ, чуть не с прилавками отрывает. Или как два южных товарища помидоры в Но­ восибирске на Центральном рынке продава­ ли. Помидоры у них были ровненькие, один к одному, целенькие, хорошо созревшие. Вот они и поставли табличку: «Подароч­ ные». И набросили полтинник на килограмм. Это была реклама! Нахальная, пра'вда. А наши банки-склянки-жестянки? Низко­ рослые, неказистые, крышечки на них туск­ лые, убогие, этикетки, исполненные на жел­ той оберточной бумаге, крохотные — в би­ нокль надо рассматривать. На этикетках надписи какие-то дурацкие, вроде «урпыр- дыр». (Такие же вот банки стояли, между прочим, на нашем столе). И что же? Люди от них заранее носы воротят. А внутри, между тем (оставим уж «сладкую продук­ цию» Парамоновой), внутри — деликатес- нейший мясной паштет, например (сам по­ купал в коопторге, пробовал). Да что паш­ тет! Обыкновенные соленые помидоры. Ну где еще, скажите, умеют так солить помидо­ ры, как в России? Знаменитая томатная Болгария гонит их только в собственном со­ ку и маринованные. А наш соленый поми­ дорчик, острый, со специями, это же — гос­ поди! Прокусит его человек и аж зажму­ рится от удовольствия. Жаль, что и сами производители иных то­ варов мало об этом беспокоятся. Я попы­ тался было с ходу поагитировать Лидию Григорьевну и Леона Суреновича: обрати­ тесь к дизайнерам! У вас вон с Академго­ родком хорошие контакты, говорите, а там, в журнале «ЭКО», отличные художники ра­ ботают, большие выдумщики. Закажите им несколько образцов. А потом, через началь­ ство как-нибудь, отпечатайте в городской типографии, в цвете. Ну нельзя же, честное слово, на сибирскую облепиху, на врачева­ тельницу нашу, лепить этот огрызок. Обид­ но! Они как-то вяло на мой пафос прореаги­ ровали: — Да мы уж тут заказали, нам уж на­ рисовали. Не знаю, чего им там нарисовали. Опять, поди, «урпырдыров». Ну, ладно. Прошу извинить мне эту вспышку. Действительно, иная тема, отдель­ ная. Хотя, полагаю все же, очень важная. После дегустации сидели мы с Лидией Григорьевной во дворе завода. Почему-то там оказались школьные парты — вот мы за одну из них и втиснулись. И я, достав наконец блокнот, записывал содержание «огорода» Парамоновой. Сейчас пойдет скучная, наверное, кое для кого цифирь, но что будешь делать, как выражается Ли­ дия Григорьевна, — все надо. Стало быть, так: общая территория сов­ хоза 4600 гектаров. Сады занимают 290 гектаров (90 — плодовые, 2,5 — слива, 7 — земляника, 3 0—-малина, 102 — смородина, 6,5 — облепиха, 52 — черноплодная ряби­ на). Сеют в совхозе зерновые на площади в 750 гектаров, имеется теплица площадью 1 000 кв. метров (огурцы и лук). Это — «огород». Вот не знаю, куда занести пасеку на 150 семей. Определим ее тоже в «огород». По­ ди, не обидится на меня пчеловод Григо­ рий Алексеевич? Тем более, что нектар его пчелки собирают как раз в «огороде». Затем — «скотный двор»: в совхозе име­ ется стадо крупного рогатого скота в 800 голов, в том числе 300 коров. И, наконец, так сказать, «подворье» — с постройками, службами, кладовыми, техни­ кой и т. д. Здесь список подлиннее, И V я; * г.чэофі ,мсилі0"

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2