Сибирские огни, 1987, № 2
О П а р а м о н о в о й — сотрудница од ного предприятия, подчиненного «Плодо- овощхозу»: — У нас, знаете, до чего додумались? Черноплодную рябину в совхозах вырубать. Не находит, мол, сбыта. Ну, правда, ее по личным садам много сейчас — трудно сбы вать. А у Парамоновой, представьте, рас тет. — И сбывает? — Сбывает. — Куда же? — А в Павлодар. Загрузит машины — и пошел. — Деловая, значит, женщина. — Так я же и говорю: хозяйка! Еще о П а р а м о н о в о й (прямо проти воположное): — Платила она приезжим на сборе обле пихи по рублю за килограмм. А народ со образительный: понаделал рогатулек, вро де детских рогаток, только поперек лесочка натянута, расстйлают под кустом полиэти лен, ширк этим приспособлением по вет к е— и вся ягода на подстилке. Производи тельность, конечно, взвилась. Так вот, она усмотрела эту рационализацию да и пони зила расценки — до пятидесяти копеек. А люди не поехали. И у нее часть облепи хи — под снег! Сэкономила, называется. А знаете, какая это облепиха? Уникальный сорт: крупная, продолговатая, без колю чек. Цены ей нет. И — под снег! Да за та кое голову отвинтить мало! Я спросил во время дегустации у Лидии Григорьевны: правда это — насчет черно плодки? — Правда, — хитро прищурилась она. — Значит, в Павлодар? — В Павлодар. А там — нарасхват. Про случай с облепихой, каюсь, спраши вать не стал И не потому, что вкушал как раз, так сказать, хлеб-соль у Парамоновой. Подумал: а вдруг он точно был? Ведь она не отведет глаза в сторону, не скажет: «Да кто же вам такой ерунды нагородил?» От ветит прямо и честно. А у нее, может, это до сих пор болит — посильнее, чем у кого другого. Короче, не спросил. Хотя пони мал, что заслужу чей-нибудь упрек: ишь вы какие, правдоискатели! Значит, «о деяниях просите .ответов, а о злодеяниях — ни-ни?» — Лидия Григорьевна! — загорячился Леон Суренович. — Вы только скажите! Я вам все продам! На юг — пожалуйста. По чему так: они нам свое везут — мы им нет? А они же там этого, — он схватил банку с облепихой, — не знают, не пробовали! У них не растет. Понимаете? Не может! Вот не проблемную статью пишу, однако на одном досадном, раздражающем факте не могу не остановиться. Когда же наконец научимся мы преподносить свой товар ли цом? Самый разный! В том числе и такую вот, как здесь ее называют, сладкую про дукцию? Смотришь в магазине на импорт ные банки... изящные, высокие, стройные, я бы сказал. Этикетки на них — произведения искусства. Не банка с мочеными яблоками стоит, а... кинозвезда. И расхватывает их народ, чуть не с прилавками отрывает. Или как два южных товарища помидоры в Но восибирске на Центральном рынке продава ли. Помидоры у них были ровненькие, один к одному, целенькие, хорошо созревшие. Вот они и поставли табличку: «Подароч ные». И набросили полтинник на килограмм. Это была реклама! Нахальная, пра'вда. А наши банки-склянки-жестянки? Низко рослые, неказистые, крышечки на них туск лые, убогие, этикетки, исполненные на жел той оберточной бумаге, крохотные — в би нокль надо рассматривать. На этикетках надписи какие-то дурацкие, вроде «урпыр- дыр». (Такие же вот банки стояли, между прочим, на нашем столе). И что же? Люди от них заранее носы воротят. А внутри, между тем (оставим уж «сладкую продук цию» Парамоновой), внутри — деликатес- нейший мясной паштет, например (сам по купал в коопторге, пробовал). Да что паш тет! Обыкновенные соленые помидоры. Ну где еще, скажите, умеют так солить помидо ры, как в России? Знаменитая томатная Болгария гонит их только в собственном со ку и маринованные. А наш соленый поми дорчик, острый, со специями, это же — гос поди! Прокусит его человек и аж зажму рится от удовольствия. Жаль, что и сами производители иных то варов мало об этом беспокоятся. Я попы тался было с ходу поагитировать Лидию Григорьевну и Леона Суреновича: обрати тесь к дизайнерам! У вас вон с Академго родком хорошие контакты, говорите, а там, в журнале «ЭКО», отличные художники ра ботают, большие выдумщики. Закажите им несколько образцов. А потом, через началь ство как-нибудь, отпечатайте в городской типографии, в цвете. Ну нельзя же, честное слово, на сибирскую облепиху, на врачева тельницу нашу, лепить этот огрызок. Обид но! Они как-то вяло на мой пафос прореаги ровали: — Да мы уж тут заказали, нам уж на рисовали. Не знаю, чего им там нарисовали. Опять, поди, «урпырдыров». Ну, ладно. Прошу извинить мне эту вспышку. Действительно, иная тема, отдель ная. Хотя, полагаю все же, очень важная. После дегустации сидели мы с Лидией Григорьевной во дворе завода. Почему-то там оказались школьные парты — вот мы за одну из них и втиснулись. И я, достав наконец блокнот, записывал содержание «огорода» Парамоновой. Сейчас пойдет скучная, наверное, кое для кого цифирь, но что будешь делать, как выражается Ли дия Григорьевна, — все надо. Стало быть, так: общая территория сов хоза 4600 гектаров. Сады занимают 290 гектаров (90 — плодовые, 2,5 — слива, 7 — земляника, 3 0—-малина, 102 — смородина, 6,5 — облепиха, 52 — черноплодная ряби на). Сеют в совхозе зерновые на площади в 750 гектаров, имеется теплица площадью 1 000 кв. метров (огурцы и лук). Это — «огород». Вот не знаю, куда занести пасеку на 150 семей. Определим ее тоже в «огород». По ди, не обидится на меня пчеловод Григо рий Алексеевич? Тем более, что нектар его пчелки собирают как раз в «огороде». Затем — «скотный двор»: в совхозе име ется стадо крупного рогатого скота в 800 голов, в том числе 300 коров. И, наконец, так сказать, «подворье» — с постройками, службами, кладовыми, техни кой и т. д. Здесь список подлиннее, И V я; * г.чэофі ,мсилі0"
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2