Сибирские огни, 1987, № 1

•— Іолько не сегодня, пожалуйста. Слишком свежи еще воспоминания. Может, в сторону Линкольн Центра? Некоторое время они шли молча, что вполне устраивало обоих. — Я все время думал о том, что вы говорили вчера вечером, нарушил молчание Хейзен.— Об этом пуэрториканском мальчике из вашего класса. — Его зовут Ромеро, Джизус Ромеро. — Знаете,— продолжал Хейзен,— в наши дни довольно легко устроить стипендию для одаренных молодых людей. В особенности представителей национальных меньшинств. Даже в лучших колледжах. По-вашему, парень может заинтересоваться этим? Стренд подумал с минуту. — Боюсь, что на основании его оценок его не сочтут одаренным. Н а сколько я мог понять из слов других учителей, по их предметам он практически — нуль. Я даже не уверен, выдержит ли он экзамены по всем предметам, чтобы получить аттестат зрелости. — Очень жаль. Вы считаете, он достаточно способный и, усердно . позанимавшись год-другой, сумеет улучшить свои результаты? — Только не в средней школе «Ривер», нет. Атмосфера там не располагает к рвению. — А если он будет получать стипендию год, даже два... в одной из хороших подготовительных школ... где... э-э... обстановка более здоровая. Сможет он подтянуться до такой степени, чтобы попытаться поступить в колледж? Стренд пожал плечами. — Все будет зависеть от его усердия, конечно. В настоящий момент, за исключением того, что он самостоятельно прочел массу книг — большей частью не имеющих почти никакого отношения к изучаемым в школё предметам,— он едва ли чем отличается от других учеников. Разве только своим пренебрежением к администрации, недисциплинированностью и скептическим отношением к добрым намерениям преподавателей. — К ВАШ ИМ тоже? — Боюсь, что да,— ответил Стренд.— Ему доставляет удовольствие провоцировать меня. Когда я читаю лекции, согласно учебному плану, что я обязан делать, он зачастую просто встает и демонстративно выходит из класса. Хейзен печально покачал головой. — Сколько вкладывается денег в наши школы, сколько прилагается усилий, стараний, и что мы получаем взамен? — Протест,— ответил Стренд.— Иногда скрытый, чаще открытый. — Представляю, какие возникают трудности. И тем не менее мы не можем просто умыть руки и пустить все на самотек. Стренд не знал, кого Хейзен подразумевал под словом «мы», и каким образом он, Аллен Стренд, мог быть включен в это множественное число. * •, Хейзен шел, сосредоточенно глядя прямо перед собой, казалось, не замечая, что прохожие бросали удивленные взгляды ’ на его лыжную шапку и побитое лицо. — Мы не можем предоставить целое поколение или, по меньшей мере, большую часть целого поколения нигилизму — да, да, это можно характеризовать только этим словом,— нигилизму,— произнес Хейзен напыщенно, как истый оратор,— Лучших его представителей необходимо спасти, и для меня неважно, кто они — выходцы из трущоб, ферм, крупных имений, гетто или еще откуда. Наша страна переживает тяжелые времена, и если наши лидеры будут невежественны, необразованны, это приведет нас к катастрофе. Стренд недоумевал, высказывал ли Хейзен свое давно сложившееся мнение или вдруг прозрел, как бы увидев что-то, написанное на стене дотоле скрытое от него, пока ему не раскроили череп куском трубы’. Сам же он, постоянно имея дело с молодежью, предпочитал не загля- 84

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2