Сибирские огни, 1987, № 1
быть использована преподавателями пединститутов при чтении курса по литературе народов С С С Р , а также учителями школ и студентами в качестве учебного пособия С. КАТАШ Екатерина Дубро. Сплошные вопросы. По вести, рассказы. Кемеровское кн. изд-во, 1985. Пожалуй, более выразительного названия для своей книги автору вряд ли бы удалось найти. В самом деле, современный человек ежедневно сталкивается с огромным количеством вопросов. И то, как он отвечает на них, определяет, что это за человек, чего он стоит. «Сплошные вопросы» — четвертая книга писательницы. В ней она продолжает разговор о женской судьбе. Героини Е. Дубро — люди разного возраста: и совсем юные, как Маша Зеленцова из рассказа, давшего название сборнику, и умудренная опытом «счастливая женщина» Галина Серафимовна. На первый взгляд, их судьбы просты и обыкновенны. Ничего выдающегося они вроде бы не совершают. И все же они — героини не только в литературоведческом значении этого слова, но и в его житейском, изначальном смысле, потому что в трудных жизненных обстоятельствах не поступаются собой. Весь образ их жизни — это утверждение справедливости. Борьба за собственную душевную чистоту для них — вопрос далеко не частный, ибо, как уверена Катя Былинкина из рассказа «Временами облачно», если в мире существует хотя бы единственный честный человек, то уже ни один мошенник не сможет сказать, что все такие, как он. Автор стремится за рядовой жизненной ситуацией разглядеть противоречия времени. Ее герои постоянно ищут единственно правильный ответ на вопрос, как следует жить. Сплошные вопросы встают на пути девятиклассницы Маши Зеленцовой. В поисках ответа на них складываются убеждения и характер девочки. Прием, на котором построен ключевой эпизод рассказа, известен мировой литературе с самых древних времен. Маша и ее одноклассница Света меняются одеждой. Цель этого наивного эксперимента — «на собственной шкуре» испытать, что значит вещь в судьбе человека. Для Маши модная и современная одежда — норма. Света же о них может только мечтать. Конечно, рассказ не сводится к иллюстрации поговорки «встречают по одежке». Он глубже. Переодевание помогло Маше посмотреть на мир глазами другого человека и примерить на себя чужую судьбу. Деятельная и энергичная, она, еще не разобравшись, что же случилось, пытается найти выход, устранить поразившую ее несправедливость. Девчонка предлагает однокласснице помочь заработать деньги на собственную красивую одежду. Она делает это не только из желания помочь подруге. Такая уж у нее потребность — стараться сделать мир хоть чуточку лучше. Пытаясь разобраться в причинах первых разочарований, Маша обращается к взрос лым. «Ты бы так и хотела войти в жизнь с уже готовыми ответами? Так не бывает», — говорит ей старшая сестра. Готовых ответов не существует и для персонажей других рассказов Екатерины Дубро. На жизненном перепутье мы застаем Катю из рассказа «Временами облачно». Она должна решить непростой вопрос: быть или не быть ее ребенку. Неся в себе едва зародившуюся жизнь, Катя ощущает свою вину уже за одно то, что перед ней встал такой вопрос. Через сомнения, печаль и разочарование в любимом она в конце концов приходит к пониманию, что боязнь этого нового состояния унизительна для нее, для женского достоинства вообще. И независимо от того, чем закончится последний Катин разговор с человеком, которого она любила, ясно, что эта молодая женщина уже не сфальшивит перед собой, найдет силы утвердить свою правоту. Е. Дубро показывает психологию женщины, постепенный ее переход от состояния внутреннего смятения к . равновесию, основанному на убежденности в собственной правоте. Писательница правдива в отборе деталей, использует их точно и в меру. И если Катя выдерживает первое жизненное испытание, то другая героиня Екатерины Дубро — Галина («Счастливая женщина») находится в той поре, когда уже подводят некоторый итог. Пройдя через многие трудности, измену, одиночество, возможность устроить свою жизнь по расчету, она сохранила верность самой себе. Галина с полным правом называет себя счастливой, сознавая, что счастье — не благоприятное стечение обстоятельств, но «самоотдача, через которую — и только так— самообретение». «Это я — счастливая женщина. Так чувствую себя, так осознаю», — говорит она о себе. Рассказ как бы прослеживает тот путь, которым шла героиня к обретению своего счастья. Характеру Галины чужды фальшь и лицемерие. Она не «устраивается», не ловчит, отказывается от вещей «по блату» и служебных подношений. Так она действенно выражает свое отношение к этой «круговой кабале вынужденных обязанностей». Она сознательно держит «свой флаг непомятым», чтобы иметь право честно смотреть в глаза людям. Все, что происходит вокруг — до нее касаемо. Для Галины не существует ни чужих детей, ни чужих проблем. И свою, на первый взгляд, обычную . профессию секретари-машинистки она рассматривает под углом государственным. О ней не скажешь: «живет не живет, а проживать проживает», в отличие от. других персонажей, и в первую очередь от Кости. ’ Женившись на другой женщине, Костя обманывает не только Галину, но и самого себя. Его судьба .становится подтверждением истины, которая заключается в том, что без" любви жизнь человека теряет гармонию. Костя вновь обретает себя лишь благодаря Галине. В раздумьях о своей судьбе героине постепенно открывается смысл женского предназначения в мире: «Теперь за мужчину спрос с женщины! Женщина по природе своей, изначально — Мать. Охранять, воспитывать, вдохновлять. Изначально мудрее и ответственнее: такова ее должность в человечестве». 175
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2