Сибирские огни, 1987, № 1
онную коллегию издания входят известные хакасские ученые - литературоведы К. Ф. Антошин (ответственный редактор), П. А. Трояков, В. Е. Майногашева, А. Г. Кызла- сова, Э. А. Абельтин и ныне покойная профессор М. А. Унгвицкая. В «Очерках» впервые прослеживается весь шестидесятилетний путь хакасской литературы от фольклора до современных крупных художественных полотен. В целом работа носит историко - литературоведческий характер. В ней изучение истории литературы сочетается с анализом идейно - художественных особенностей произведений писателей, а литературный процесс рассматривается в органическом единстве с их творчеством, в котором выявляется национальное своеобразие произведения, а также раскрываются общечеловеческие проблемы. На примере наиболее значительных произведений поэзии, прозы, драматургии исследуются проблемы традиции и новаторства, образного отражения жизни, писательского мастерства, отмечаются недостатки. Композиция «Очерков» обусловлена уже установившейся в науке периодизацией историко - литературного процесса, связанная с периодизацией самой истории Хакасии и с учетом внутренних, национальных закономерностей развития литературы. Книга открывается разделом, знакомящим читателя с древней устно - поэтической культурой хакасов. Этот раздел написан знатоком фольклора своего народа кандидатом филологических наук В. Е. Майногашевой, поэтому представленный ею материал вызывает не только научный, но и познавательный интерес. Затем идут четыре главы, характеризующие процесс становления и развития письменной литературы по периодам. Главы завершаются творческими портретами ведущих хакасских писателей: В. А. Кобякова, М. С. Кокова, Н. Г. Доможа- кова, М. Е. Кильчичакова и других. Авторы сумели также снабдить издание хроникой литературной жизни Хакасии и довольно исчерпывающей библиографией. В книге все явления и закономерности литературного процесса сгруппированы с учетом их исторической последовательности. В каждой главе и разделе «Очерков» раскрывается процесс идейно - тематического и художественного осмысления действительности в творчестве хакасских писателей, разработки ими новых для молодой литературы жанров (проза, драматургия, публицистика), расширения форм и приемов художественного отражения жизненных явлений, совершенства профессиональною мастерства. Так, авторы разделов о хакасской литературе 20—30-х годов подошли к литературе этого периода дифференцированно, т. е. исследовали ее по жанрам. Думается, именно благодаря такому подходу им удалось дать исчерпывающее представление в целом о своей литературе. Хакасские литературоведы рассмотрели также неизвестные и малоизвестные произведения зачинателей младописьменной литературы. Многие начинающие литераторы этих лет не были профессиональными писателями, но тем не менее своими 174 произведениями включались в культурную революцию и сыграли большую роль в просвещении народа, в приобщении его к духовной культуре и в становлении своей национальной литературы. Добротно написаны разделы о хакасской литературе периода Великой Отечественной войны и послевоенного периода, а также литературы 70—80-х годов (авторы К- Ф. Антошин, У. Н. Кирбиже- кова, А. Г. Кызласова, П. А. Трояков, Г. Н. Литвиненко). В этих разделах усложняется аналитическая, исследовательская манера художественного процесса. Здесь уже с большей остротой ставятся проблемы жанра и мастерства писателей, поисков новых средств изображения действительности и человеческих характеров. При анализе поэзии, например, авторы особое внимание уделили роли устно - поэтической традиции, ее влияния на творчество современных поэтов. Исследователи рассматривают вопросы возникновения сюжетных стихотворений, поэм, даже романа в стихах. Проанализированы поэтические произведения М. Баннова, М. Кильчичакова, М. Чебодаева, Н. Доможакова, И. Котюшева. Послевоенная и современная хакасская проза получила освещение в главах, написанных кандидатом филологических наук А. Г. Кызласовой. Особенно глубоко проанализированы ею романы Н. Домажако- ва «В далеком аале», И. Костикова «Шелковый пояс», К. Нербышева «У синих утесов», новеллы М. Одаева, С. Чаркова. В последнее десятилетие плодотворно выступают в этом жанре молодые хакасские прозаики А. Халларов, Г. Казачинова. Н. Тюкеков, Н. Тиников, М. Туран и др. Их повести и рассказы в данном исследовании рассматриваются в свете общих эстетических требований. Современная хакасская проза сопоставляется в типологическом плане с прозаическими произведениями алтайских, тувинских и других писателей народов Сибири. Хакасская драматургия в ^Очерках» исследуется кандидатом филологических наук, известным хакасским литературоведом П. А. Трояковым. Она представлена здесь пьесами М. Кильчичакова «Всходы», «Медвежий лог», «Ожившие камни», А. Топанова «Одураченный Хорхло», С. Чаркова «Ай- дон» и проанализирована в свете требований сегодняшнего дня. Ученый говорит не только о достигнутом в хакасской драматургии, но также отмечает существенные недостатки и указывает пути их преодоления. • Как было уже сказано, .наряду с рассмотрением истории становления хакасской литературы в рецензируемой книге выделены творческие портреты ведущих писателей Хакасии. Написаны они живо и увлекательно и— что самое важное — не повторяют материал предыдущих разделов, в которых анализируются их произведения. Авторы «Очерков» сумели показать и влияние русской литературы на столь быстрое развитие художественного мышления хакасских писателей и поэтов. «Очерки истории хакасской советской литературы» безусловно будут иметь большое культурное, научное и познавательное значение. Книга представляет интерес не только для специалистов, но и может
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2