Сибирские огни, 1987, № 1
странной этой встречи в любом случае останется фотоснимок — надуманный, как и большинство в таких случаях, но по- своему убедительный. Оказалось, однако, что сомнения мои были напрасны. Впервые за двадцать лет люди вновь оказались вместе у «горячей точки» шестьдесят шестого года, и это заставило их забыть про меня, про фотокора Женю Лисицына, про мороз и про снег; забыть о том, что давно пришло и прошло время обеда... Никогда »еще я не видел, чтобы люди так дружно, так самозабвенно «уходили» в собственную юность. ...Стране позарез была нужна нефть, и поэтому стрежевчанам пришлось решать беспрецедентную по сложности задачу: начинать промышленную эксплуатацию уже в процессе обустройства месторождения. Ни о каких магистральных трубопроводах еще и речи не было, их 'тогда только начинали проектировать. Решено было транспортировать все добытое сырье по Оби, танкерами. Наметили места для причаливания наливных судов. Металл дл1і сооружения двухтысячеку- бометровых сборных резервуаров разгрузили точно на проектных точках, метрах в двухстах от причала. Потом прикинули, посудили —- и решили: надо бы передвинуть емкости еще на полтораста метров подальше от берега. — Это еще зачем? — поморщилось монтажное начальство. — От паводка, — коротко объяснил Николай Мержа, руководитель промысловиков. — Да ну... Берег-то какой высокий, — засомневались монтажники, но один резервуар все же начали ставить на новом месте. И успели. До второго — не добрались: разъярившаяся Обь снесла его вместе с куском берега. Работали потом водолазы, искали, да без толку. Ветераны Стрежевого наперебой вспоминают события того лета: — А что мы тогда пели? Как раз была в моде песня «Как провожают пароходы», помните? «Вода, вода. Кругом вода». Это — Альфия Гареева, теперешний председатель профкома нефтегазодобывающего управления «Стрежевойнефть». В шестьдесят шестом она совмещала в одном лице два отдела — кадров и труда и зарплаты. Михаил Чиж, слесарь, по контрольноизмерительным приборам и автоматике: — С тех пор было несколько серьезных паводков, но такого — никогда. Да и до этого такая большая вода была ровно за двадцать пять лет. Аккурат в сорок первом... Чиж — единственный среди ветеранов местный уроженец, александровский. Он и родился-то в сорок первом, 1 и большую ту воду знает лишь генетической, так сказать, памятью, но все же его свидетельство авторитетно — как и вообще все .слова и дела этого основательного человека. Сергей Жуликов — ровесник Чижа. В Стрежевом его прозвали «сын Бреста»: по паспорту дата и место рождения Сергея — 22 июня 1941 года, Брестская крепость. Сейчас он — начальник первого промысла, а в шестьдесят шестом был молодым специалистом. - , — Помните, как коллектор всплыл? — спрашивает Жуликов. (Речь идет о нефте проводе, подводящем к сепаратору.) — Мы как увидели это дело, так мозги ды бом: ведь порвет его напором воды — и пиши пропало, до осени не смонтируешь новый. А значит, и весь транспорт нефти придется отложить. Ну, давай мы его при- гружать, этот коллектор. Гусеницы тракто ров, обрезки труб — что подвернется, то и навешивали. Уложили, конечно, на грунт... — Удивительно отчетливо даже мелочи помнятся, — смущенно басит Рафаэль Да нилов, слесарь из цеха подготовки и пере качки нефти. — Как вертолет на баржу садился... Баржа — самоходка, груженная до предела, одна рубка торчит над штабе лями. Крыша у рубки — два на полтора, фанерная. Крутился, крутился этот Ми-1, вдруг смотрим — бащі Сел. Карти-инка... — Вертолеты! — загорается Жуликов. — Ох, как они тогда работали! Помню эвакуацию с восемнадцатой площадки, с этой вот, самой первой, промысловой сква жины. Да-да, даже здесь все было зали то... Так вот, начала прибывать вода. Ут ром проснулись, а. она, проклятая, уже под кроватями. И прет, подлая, на глазах. Вызвали вертолет. Прилетел Ми-4. Пи лот — Юра Букаев. Вылез он из кабины и говорит: мужики, а ведь следующего рейса не будет. Мы: как не будет? Очень просто, отвечает, машину-то некуда уже будет посадить... И впрямь, осфровок, на котором оказалась скважина, прямо на глазах таял... — Вот этот островок, — показывает Ма- гияр Зиязов, — мы на нем сейчас стоим. А тогда так было: тут — скважина, тут — мы, а вот тут — единственный пятачок для вертолета. — А нас — тридцать семь гавриков, — продолжает Жуликов. — Юра подумал маленько да и говорит: сигайте в машину! «Все, что ли?» — спрашиваем. Все, отвеча ет, до . единого! Ну, забрались, стоим, жмемся один к одному — тридцать семь человек в Ми-четвертом. Да еще у каждо го какие-никакие пожитки в рюкзаках... Юра посмотрел на нас, засмеялся, и гово рит: если, мол, сразу не поднимусь — рюк заки в воду! И давай раскручивать винты. Минут пять гонял двигатель, не поднима ясь. Мы уже волноваться стали. Только потом дошло: это он горючку выжигает, лишний вес сбрасывает. Потом поднял ма шину и над самой водой повел ее... — Втык, конечно, получил порядочный. От начальства, — уточняет Зиязов. --- За то сейчас испытателем работает, новые машины облетывает... Ох, а какой все же цирк был, когда мы прилетели! Высыпаем из вертолета — десять, двадцать, трид цать... Как в иллюзионе Кио. На аэродро ме все онемели и рты поразинули... — А уже тринадцатого июня ушел по Оби первый танкер, «Александр Матросов», с первой нашей нефтью, — говоірит Аль фия Гареева. — Так и пошла наша нефть стране. — Нет, мелочи не забываются, — мота ет головой Рафаэль Данилов. — Что за память такая чудная? — Черт возьми, ведь никаких же стиму лов не было, ни фондов, ни поощрений... 143
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2