Сибирские огни, 1987, № 1
реждсний назовем, кто в принципе бы мог этим заняться. А практически — действи тельно некому. Разговор зашел в тупик, тут заговорил Филатов: — По-моему, так. Дорога — это в дан ном случае специфическая проблема Урая. Остальное — общая проблема нефтяных городов. Взять, к примеру, Нижневартовск. Там тоже через пять-десять лет части на селения делать будет нечего. Пойдет осво ение уже порядком удаленных от города месторождений. А возить людей на работу по три-четыре часа в один конец —- явно нет смысла. Надо переселять их в новые поселки, вблизи месторождений. Но тот, у кого в Нижневартовске квартира, естест венно, не хочет двигаться с места. И види мо, поедут на дальние месторождения но воселы края. А нижневартовцам, не нашед шим себе дело в нефтяном ведомстве, потребуется создавать какие-то иные рабо чие места. При такой ситуации город, об- ладающйй крепкими транспортными свя зями, оказывается в более выгодном поло жении. Ему дело найдется. Хотя, конечно, уже сегодня необходимо думать — какое именно. А вот Урай... То, что вы рассказа ли о его округе,— пример и характерный и поучительный. На научном языке это так звучит: старая инфраструктура края разрушена, а взамен ничего не создано. Потому само собою и напрашивается — надо эту новую инфраструктуру создавать, воедино увязывая все ныне существующие здесь хозяйственные и социальные элемен ты. Да вот беда: при ведомственном прин ципе освоение это, и верно, практически нереальная задача. — Но ведь есть же альтернатива ве домственности,—с жаром начал я.— Тер риториально-производственный комплекс! ТПК. Мы же не раз об этом говорили... Алпатов остановил меня мягким и од новременно властным жестом руки: — Именно потому, что говорили, повто ряться не стоит. Простите, но мы и так вам уделили времени больше, чем могли. Сделали такой вывод: проблема Урая й Конды — часть более общей проблемы, связанной с выбором основного принципа освоения региона. И решить ее можно лишь при изменении этого принципа. — Но хотелось бы более конкретно представить, как может в таких ситуациях сработать ТПК. Алпатов улыбнулся: — Вот дотошный человек! Ладно: взя лись помогать, теперь уж не бросим.— Он повернулся к Филатову.— Придется вас принести в жертву. Виктор Дмитриевич как раз детально изучал этот вопрос. Даже статью написал, где выражена наша общая точка зрения. Как, Виктор Дмитри евич, сможете еще полчасика уделить? М ЕН ЬШ Е Ч ЕТЫ РЕХ П РОЦ ЕН ТОВ Филатов провел меня в свой кабинет, усадил за столик и вручил отпечатанный на машинке текст. — Поглядите, потом обсудим. Чем больше углублялся я в эту, в об- щем-то сухо, по-ученому написанную статью, тем сильнее волновался. Ибо то и дело натыкался на соображения, которые самому приходили в голову, но в статье Филатова все они были упорядочены, четко состыкованы друг с другом, оснащены примерами, отчего превратились в единую концепцию. То есть было здесь именно то, чего мне не хватало. Вначале Виктор Дмитриевич обрисовал ситуацию, сложившуюся в крае в момент прихода сюда ведомств-новоселов. «С первых шагов в освоении богатств Западной Сибири понадобилось высокими темпами развивать не только мощности добытчиков, но геологоразведочные работы, энергетику, транспорт, строительство. Однако материальные и финансовые ресурсы в основном адресовались нефтяникам и газовикам. Отсутствие единого хозяина в комплексе, соответственно — сбалансированного плана, создало немало трудностей... В регионе отстает подготовка разведанных запасов нефти, медленно наращиваются мощности строительных организаций... За темпами добычи нефти и газа не поспевают перерабатывающие отрасли, значительные средства тратятся на доставку в регион моторного, дизельного топлива, масел». Дойдя до этого места, я с трудом удержался от самоуничижительной речи. Слышал ведь, конечно, об этих перевозках, сто раз слышал. Но почему-то в голову не пришло сопоставить с тем, что знал про ситуацию в традиционных отраслях. А картина получается впечатляющая. «В деликатесный рыбный цех России» тысячами тонн везут океанскую рыбу. Сюда же доставляются в значительном количестве мясо, картофель, овощи, хоть есть полная возможность большую часть этих продуктов произвести на месте. В таежный край завозят множество лесных грузов. В регион, давший в 1984 году 62 процента общесоюзной добычи нефти, посылают сотни тонн нефтепродуктов. Чудеса, да и только! Далее сообщает Филатов о ' том, как пытается комиссия Госплана С С С Р устранить явные диспропорции в развитии региона, описывает конкретные случаи, когда вмешательство экспертов принесло ощутимую пользу. Однако в целом к итогам работы комиссии относится он критически. В первую очередь именно потому, что в сфере ее компетенции лишь нефтегазовый комплекс, вырванный из общей структуры единого Западно-Сибирского ТПК- Филатов отмечает, что пока еще не сбалансированъ! отраслевые и территориальные принципы планирования и управления. Мало того, поиск такого рода гармонии откладывается на слишком далекий срок, чем углубляются все нынешние диспропорции. Значит, если продолжить мысль автора, это промедление закрепляет неравенство между старыми и новыми отраслями, отчего само понятие ТПК лишается реальности. «Разумеется, сами по себе территориальные и отраслевые принципы управления к гармоничному сочетанию не приблизятся, — утверждает Филатов. — Проблема в том, что в основу развития нефтегазового комплекса была заложена 139
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2