Сибирские огни, 1987, № 1

— А дорога туда нужна на добрую сотню верст,— отозвался Ташкалов.— Если щебенка, километр обойдется в триста-четыреста тысяч рублей. Но щебенка не пойдет. Возить-то придется тяжелые грузы. Интенсивное движение. Многотонные машины. Разобьют в два счета. Значит, потребуется бетонка. Это 600 тысяч рублей километр, как минимум. Умножаем на сто. 60 миллионов, 60 миллионов да плюс постоянные расходы на перевозку, содержание дороги. — ДорогаІ — воскликнул Владимир Федорович Дуля, главный специалист комиссии по перевозкам и материально-техническому снабжению.— Вовремя ее надо было строить! Когда начинали Урай. Не гоняли бы в хвост и гриву вертолеты. За двадцать лет сколько бы сэкономили! Высокого роста, худощавый Дуля сгорбился за столом, откинул рукой со лба пышный, едва пробитый сединой чуб. — Давняя беда! — продолжал он.— Не с того начиналось освоение. А теперь, и верно, неясно, кто согласится раскошелиться на шестьдесят миллионов? Нефтяники? Пожалуй, для них накладно. Да и не такая уж мощная промышленная Единица Урай. Строители? Но Урайский комбинат ЖБИ в нынешнем своем виде — не подарок. А реконструкция — опять деньги. Строителям проще найти другой источник снабжения железобетоном. Словом, не вижу ведомства, которое бы в этой дороге было заинтересовано. Если кого-то и заставят ее строить, так уж мы знаем, какими темпами идет при таком варианте работа. В час по чайной ложке. — Так что же Урай? — спросил я. — Да пока так выходит,— жестко ответил Дуля,— может оказаться Урай бездельником. — Может, его вообще не надо было строить? — Ну что вы! — отозвался Алпатов,— Без Урая Шаим бы не удалось освоить! Он позарез был нужен. И подсобной базой он все равно будет. — А возить все опять вертолетами? — ехидно спросил Ташкалов. Алпатов развел руками: мол, что же тут еще придумаешь? И тут меня будто какая-то сила сорвала с тормозов. И произнес я довольно долгую страстную речь про Конду и Урай. Понимал, что веду себя и бестактно, и глупо: ведь просил собраться специалистов, чтобы их слушать, а не самому вещать. Но остановиться. не мог. Говорил я, что, сколько ни выпало на долю Конды бед, она еще жива. И лес здесь еще есть: пусть в дальних, трудно доступных местах, но есть. И на вырубках стоят в огромном количестве пни, которые исстари считались ценным сырьем — стоит заняться осмоло-подсечкой, и можно будет получать из них живицу, скипидар, канифоль, эфирные масла. А сколько еще в кондинских борах, на ее беломошниках и болотах брусники и клюквы! А сколько грибов! Из многих областей Урала тысячами наезжают сюда отпускники за местной добычей. Так можно бы наладить в том же Урае переработку местных лакомств в промышленных масштабах. А сельское хозяйство? Разве не время 138 возрождать кондинские деревни и села, влить новую жизнь в те, что не вовсе опу­ стели. И тут бы городу помочь. А рыба? Сколько еще за Кондой, север­ нее ее, таежных озер, до которых не доб­ рались через болотные хляби. Только одно Сырковое озеро, не знающее зимой замо­ ров, сейчас освоено, поставлена на нем рыбоводная база. Да и то летают на нее рыбоводы из самой Тюмени. Так и напра­ шивается, чтоб взял Урай это на себя. Словом, и сам Урай ныне надо бы восп­ ринимать как данность. Он есть, он су­ ществует. Стоит посреди богатого края. И если связать его с Кондой, если на то направить усилия, чтоб он округу подни­ мал, это и будет настоящим освоением. Почему же все это не берется в расчет? Почему только и размышляют мои собе­ седники о том, как бы опять приспособить город к ведомственному интересу? Успеха речь моя, как и следовало ожи­ дать, не имела. Алпатов, надев очки, стал перебирать и просматривать бумаги. Таш­ калов то и дело поглядывал на часы да метал взоры в сторону шефа: может, тот своей властью оборвет мой поток красно­ речия? Дудя рассеянно оглядывал кабинет, время от времени барабаня по столу пальцем. Только Виктор Дмитриевич Филатов, на­ чальник подотдела планирования развития социальной инфраструктуры, слушал меня, кажется, сочувственно, кивал время от времени, будто бы в знак согласия. Когда я кончил, Алпатов, оторвавшись от бумаг, спокойно сказал: — В том, что вы говорили, возможно, есть резон. Возможно! Если всерьез ставить такие вопросы, надо еще считать и считать.. Но в любом случае это выходит за преде­ лы нашей компетенции. Вы же знаете: на­ ше дело г—нефтегазовый комплекс. Лесом, рыбой, селом мы не занимаемся. Тут вклинился Ташкалов: — Но при любом варианте Ураю необ­ ходима дорога! — Пусть так! — согласился я. —Поче­ му ее обязательно должно строить какое- то ведомство? — А кто же? — удивился Ташкалов. — Государство! Ведь целый БАМ пост­ роили. А тут сто километров! Ташкалов откликнулся неожиданно спо­ койным, раздумчивым каким-то тоном, в котором следа не было от прежней его ер­ шистости: — Бывает и такой вариант. Собственно, их два. В одном случае дорогу строят для удовлетворения уже возникших производ­ ственных нужд. В другом наоборот —■ сперва строят дорогу, а затем, она стиму­ лирует развитие в округе всего, что может там развиваться. Только пока мы со вто­ рым вариантом не сталкивались. Тут вы правы: у нас в освоении возобладала ве­ домственность. — Так почему бы от нее не отказаться?. Ответил Алпатов: — Как вы себе это практически пред­ ставляете? Кто, к примеру, будет проби­ вать идею строительства этой неведомст­ венной дороги? — Неужто некому? Дуля развел руками: — Если вы хотите, мы вам десяток уч-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2