Сибирские огни, 1987, № 1
— А дорога туда нужна на добрую сотню верст,— отозвался Ташкалов.— Если щебенка, километр обойдется в триста-четыреста тысяч рублей. Но щебенка не пойдет. Возить-то придется тяжелые грузы. Интенсивное движение. Многотонные машины. Разобьют в два счета. Значит, потребуется бетонка. Это 600 тысяч рублей километр, как минимум. Умножаем на сто. 60 миллионов, 60 миллионов да плюс постоянные расходы на перевозку, содержание дороги. — ДорогаІ — воскликнул Владимир Федорович Дуля, главный специалист комиссии по перевозкам и материально-техническому снабжению.— Вовремя ее надо было строить! Когда начинали Урай. Не гоняли бы в хвост и гриву вертолеты. За двадцать лет сколько бы сэкономили! Высокого роста, худощавый Дуля сгорбился за столом, откинул рукой со лба пышный, едва пробитый сединой чуб. — Давняя беда! — продолжал он.— Не с того начиналось освоение. А теперь, и верно, неясно, кто согласится раскошелиться на шестьдесят миллионов? Нефтяники? Пожалуй, для них накладно. Да и не такая уж мощная промышленная Единица Урай. Строители? Но Урайский комбинат ЖБИ в нынешнем своем виде — не подарок. А реконструкция — опять деньги. Строителям проще найти другой источник снабжения железобетоном. Словом, не вижу ведомства, которое бы в этой дороге было заинтересовано. Если кого-то и заставят ее строить, так уж мы знаем, какими темпами идет при таком варианте работа. В час по чайной ложке. — Так что же Урай? — спросил я. — Да пока так выходит,— жестко ответил Дуля,— может оказаться Урай бездельником. — Может, его вообще не надо было строить? — Ну что вы! — отозвался Алпатов,— Без Урая Шаим бы не удалось освоить! Он позарез был нужен. И подсобной базой он все равно будет. — А возить все опять вертолетами? — ехидно спросил Ташкалов. Алпатов развел руками: мол, что же тут еще придумаешь? И тут меня будто какая-то сила сорвала с тормозов. И произнес я довольно долгую страстную речь про Конду и Урай. Понимал, что веду себя и бестактно, и глупо: ведь просил собраться специалистов, чтобы их слушать, а не самому вещать. Но остановиться. не мог. Говорил я, что, сколько ни выпало на долю Конды бед, она еще жива. И лес здесь еще есть: пусть в дальних, трудно доступных местах, но есть. И на вырубках стоят в огромном количестве пни, которые исстари считались ценным сырьем — стоит заняться осмоло-подсечкой, и можно будет получать из них живицу, скипидар, канифоль, эфирные масла. А сколько еще в кондинских борах, на ее беломошниках и болотах брусники и клюквы! А сколько грибов! Из многих областей Урала тысячами наезжают сюда отпускники за местной добычей. Так можно бы наладить в том же Урае переработку местных лакомств в промышленных масштабах. А сельское хозяйство? Разве не время 138 возрождать кондинские деревни и села, влить новую жизнь в те, что не вовсе опу стели. И тут бы городу помочь. А рыба? Сколько еще за Кондой, север нее ее, таежных озер, до которых не доб рались через болотные хляби. Только одно Сырковое озеро, не знающее зимой замо ров, сейчас освоено, поставлена на нем рыбоводная база. Да и то летают на нее рыбоводы из самой Тюмени. Так и напра шивается, чтоб взял Урай это на себя. Словом, и сам Урай ныне надо бы восп ринимать как данность. Он есть, он су ществует. Стоит посреди богатого края. И если связать его с Кондой, если на то направить усилия, чтоб он округу подни мал, это и будет настоящим освоением. Почему же все это не берется в расчет? Почему только и размышляют мои собе седники о том, как бы опять приспособить город к ведомственному интересу? Успеха речь моя, как и следовало ожи дать, не имела. Алпатов, надев очки, стал перебирать и просматривать бумаги. Таш калов то и дело поглядывал на часы да метал взоры в сторону шефа: может, тот своей властью оборвет мой поток красно речия? Дудя рассеянно оглядывал кабинет, время от времени барабаня по столу пальцем. Только Виктор Дмитриевич Филатов, на чальник подотдела планирования развития социальной инфраструктуры, слушал меня, кажется, сочувственно, кивал время от времени, будто бы в знак согласия. Когда я кончил, Алпатов, оторвавшись от бумаг, спокойно сказал: — В том, что вы говорили, возможно, есть резон. Возможно! Если всерьез ставить такие вопросы, надо еще считать и считать.. Но в любом случае это выходит за преде лы нашей компетенции. Вы же знаете: на ше дело г—нефтегазовый комплекс. Лесом, рыбой, селом мы не занимаемся. Тут вклинился Ташкалов: — Но при любом варианте Ураю необ ходима дорога! — Пусть так! — согласился я. —Поче му ее обязательно должно строить какое- то ведомство? — А кто же? — удивился Ташкалов. — Государство! Ведь целый БАМ пост роили. А тут сто километров! Ташкалов откликнулся неожиданно спо койным, раздумчивым каким-то тоном, в котором следа не было от прежней его ер шистости: — Бывает и такой вариант. Собственно, их два. В одном случае дорогу строят для удовлетворения уже возникших производ ственных нужд. В другом наоборот —■ сперва строят дорогу, а затем, она стиму лирует развитие в округе всего, что может там развиваться. Только пока мы со вто рым вариантом не сталкивались. Тут вы правы: у нас в освоении возобладала ве домственность. — Так почему бы от нее не отказаться?. Ответил Алпатов: — Как вы себе это практически пред ставляете? Кто, к примеру, будет проби вать идею строительства этой неведомст венной дороги? — Неужто некому? Дуля развел руками: — Если вы хотите, мы вам десяток уч-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2