Сибирские огни, 1987, № 1
все знают! Ведь они многие статистические данные делают ненадежными. А как же управлять, строить план, коли опираешься в своих решениях на хромую цифирь? Вот, к примеру, сколько уж говорено и приказано даже, чтоб в нефтеградах ведомства передали весь жилой фонд горисполкомам. Только еще нигде мне не довелось слышать, что осуществился этот разумный приказ. И не в том ли одна из причин медлительности, что немало в учете жилого фонда «тройной бухгалтерии»? Ведь при передаче этот «обман во благо» непременно выплывет. Но мы несколько отвлеклись от темы. Она же, тема, требует, наконец, ответить, почему столь заметно отличается Урай от других нефтеградов? А потому, что он из них старейшина, потому, что период «нефтяного бума» здесь уже миновал. Пик пройден, «звездный час» позади. Это не значит, что ближнее месторождение вовсе оскудело. Отнюдь нет! К тому же — урайцы это подчеркивают постоянно — нефть здесь отличного качества, доля особо ценных компонентов много выше, чем на других месторождениях. Однако прироста добычи месторождение несколько лет не дает. Большинство скважин, как говорят нефтяники, «на полке», то есть достигли они такого уровня, когда подъем уже невозможен, но в перспективе лишь более или менее ровная — в несколько десятилетий — отдача, за которой неминуем спад. 1Геологи из ближних к Ураю районов уже ушли. Разведка сдвинулась к северу, где обнаружено более перспективное продолжение здешнего нефтяного свода. Туда же переехало из Урая и руководство производственного объединения «Красноленинск- нефть», ведущего добычу на всей здешней территории. . А в- Урае осталось лишь одно из подразделений «Красноленинскнефти» — НГДУ (нефтегазодобывающее управление) т «Урайнефть». По масштабам такой организации город великоват, ведомственный расчет предписывал ему быть столицей всего объединения. И прежние «покорители» с тревогой размышляют о будущем города, с которым связали они свои жизни. Ходят, по этому поводу в Урае разные слухи — от самых оптимистических: «Мы еще себя покажем, мы еще рванем!», до самых пессимистических — скоро,, мол, собирать чемоданы. Между тем остается город по-прежнему «Кондинским Ватиканом», образованием ведомственным, и на дела округи взирает, как и в былые годы, с царственным величием, основания для которого ныне и вовсе шатки. Естественно, сложившаяся ситуация глубоко заинтересовала меня, потому что в судьбе Урая проглядывает судьба других тюменских городов, приближающихся к концу «нефтяного бума». Оттого, вернувшись из Урая в Тюмень, обратился я в учреждение, которое по самому своему смыслу в такого рода делах наиболее компетентно — Междуведомственную территориальную комиссию по вопросам развития Западно-Сибирского нефтегазового комплекса при Госплане сссР. Комиссия эта — образование сравнительно новое (создана в 1980 году), и занимается она делами важнейшими,, определяющими во многом будущее тюменской нефти и газа, причем решая их на самом высоком, воистину государственном уровне. Не раз, приезжая в Тюмень, обращался ■ я в комиссию по разным поводам. И всегда обогащался новыми суждениями, новыми идеями. Здесь подобрался коллектив широко мыслящих, глубоко знающих дело профессионалов, экспертов высшего класса, изучивших ■ ((юменские проблемы не только теоретически, но и, так сказать, «на собственной шкуре»: все они много лет отдали практической. работе в различных отраслях нефтегазового комплекса. И теперь заняты увязыванием интересов этих отраслей для общегосударственного блага. Дело в том, что, говоря до сих пор об отношениях между традиционными отраслями хозяйства края и ведомствами-ново- селами, мы этих самых новоселов друг от друга не отделяли, рассматривали их как нечто единое. Иначе завязнешь в Тонкостях, нюансах, упустишь главное. Но в реальности новоселы представлены подразделениями девяти министерств (шесть главных освоителей, три, так сказать, второстепенных). И отношения между ними .складываются тоже сложно. И Междуведомственная комиссия должна находить варианты решения проблем, при которых государственному интересу отдается предпочтение. Но вернемся к Ураю. Начал разговор заместитель председателя комиссии Геннадий Константинович Алпатов. Сказал сразу, что открывает дискуссию не по праву хозяина кабинета, не потому, что он нефтяник, а перспектива нефтяного ведомства в данном случае имеет решающее значение. — Так вот,— отметил Алпатов,— надежды на то, что месторождение даст прибавку в добыче, которые еще иногда высказывают неисправимые оптимисты, ни на чем не основаны. Ближняя округа Урая в геологическом отношении изучена достаточно скрупулезно. Значит, Ураю выпадет скорее всего роль тыловой базы всего Красноленинского свода. ^По всей видимости, он будет обеспечивать ремонт нефтяного оборудования и прочие нужды объединения. Но есть серьезное препятствие: транспортное обеспечение Урая неудовлетворительно. Это соображение может оказаться решающим, хотя планируется соединить Урай с северными месторождениями автодорогой, обеспечить ему выход к рельсовому пути на Сергино. Однако это гіланы дальние, они выходят за пределы X II пятилетки. Тут в разговор вступил самый молодой из собравшихся тридцатишестилетний Вали Сёгидулович Ташкалов, старший эксперт комиссии по транспорту. Иронически сощурившись, он сказал, что оценка, данная транспортному положению- Урая, требует уточнения. Оно не просто «неудовлетворительное», но исключительно скверное. Дорогой к городу всерьез займутся 'лишь в том случае, если будет открыто в его округе еще что-нибудь стоящее. Алпатов его перебил: — Практически это исключено. чяшю . чщ'ном? - 137
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2