Сибирские огни, 1987, № 1
В Приобье от лесников и работников лесной промышленности мне приходилось слышать фразу, ставшую здесь весьма популярной: «Это раньше ходили в ближний лес в тапочках за орденами...» Суть в том, что лет двадцать-двадцать пять назад заготовляли лес выборочно. Предпочтение отдавалось, естественно, лесам, расположенным буквально рядом с городами, поселками, сплавными реками, лесам, растущим на сухой песчаной почве (потому, и верно, можно было ^ходить по лесосеке чуть ли не в тапочках) и, конечно, лесам богатым, состоящим из великанских сосен, елей кедров. Такой отбор позволял сравнительно легко выполнять и даже значительно перевыполнять планы, что отмечалось и премиями, и наградами. Теперь сливки сняты. Лесосеки отодвинулись от населенных пунктов, от главной водной магистрали — Оби на многие сотни километров. Прихо- дится брать и смешанный лес, растущий на болотах. Все эти проблемы остро проявились как раз в момент бурного освоения в крае месторождений нефти и газа. И вся практически деятельность ведомств-освоителей развертывалась на фоне заката «золотого века» лесозаготовок. Впрочем, не просто на фоне. Сами осво- ители весьма существенно повлияли на положение лесного комплекса. С их приходом быстро стала сокращаться сырьевая база. И вместе с тем значительно вырос поток лесных перевозок по странному маршруту: из леса — в лес. Для обустройства месторождений, для строительства дорог, городов ц поселков ве. домствам-новоселам потребовалось огромное количество не только кирпича, цемента, железобетона, но и древесных материалов. Однако большинство этих строек возводилось в таежных районах, через таежные массивы прокладывались трассы ЛЭП , нефтепроводы и газопроводы. Поэтому столь же естественным казалось бы, что за счет леса, который волей-неволей при этом стро. ительстве придется сводить на больших площадях, и удастся в значительной мере покрыть нужды нефтяников и газовиков. Однако ведомства-новоселы этим традиционным путем не пошли. Он требовал некоторых хлопот и затрат. И хотя с точки зрения экономики страны был рационален и выгоден, с ведомственной позиции — этими достоинствами не обладал. И1вот результат. Многие сотни километров проехал я по новым дорогам Томской и Тюменской областей '— от промысла к промыслу, по трассам нефтепроводов и ЛЭП , и повсюду почти одна и та же картина. Вдоль дорог, вдоль трасс, по обе стороны тянутся валы из вывернутых, набросанных в беспорядке, перемешанных с землей древесных стволов. Валы эти свидетельствуют, что новый способ очищения залесенных территорий широко вошел в практику. Основан он на применении мощных бульдозеров, которые вместе с грунтом единым махом сносят и всю растительность — от кустов и травы до берез, сосен, елей. Этот способ уже и телевидение принялось рекламировать. Недавно в программе «Время» видел я динамичный репортаж об ударной работе строителей очередного нефтепровода. Все было снято 1.30 вполне документально: тащил вертолет трубы, мелькали искры электросварки и... бульдозер с надрывным рыком сносил де ревья, сбивая их вместе с землей в высо кие валы. При этом диктор за кадром ве щал о передовом опыте и трудовых побе дах... А лесные-то материалы требуются. И ве зут их из дальних краев: из леса в лес. Уже сколько лет в самой популярной форме объясняют ведомствам-освоителям, что нельзя губить леса. Но те не внемлют. Во всяком случае, лишь однажды видел я собственными глазами иное обращение с лесом. Было то в деревне Медведево, что стоит на левом берегу Оби почти напро тив города Стрежевого — столицы том ских нефтяников. Здесь обосновалось Дорожно-строитель ное управление № 92 треста Казнефтедор- строй, специально созданное в 1980 году правительством Казахстана для оказания помощи нефтяникам Западной Сибири. И вот начальник этого самого ДСУ № 92 Ва лерий Николаевич Бегаев, вводя меня в курс дел своего управления, сказал, что среди прочих служб есть в его составе и лесоучасток. — А это зачем? — удивился я, прежде от дорожных строителей региона про такие участки слышать не приходилось. — Как зачем? — в свою очередь уди вился Бегаев.— До того, как приступить к прокладке дороги, мы валим лес, достав ляем его в Медведево. А здесь у нас смон тированы две пилорамы. На них лес разде лываем, большую часть отправляем в Ка захстан: до Новосибирска по Оби, потом железной дорогой. Распределяется он по разнарядкам нашего треста. — И что, стоит овчинка выделки? — Еще быі Лесоучасток дает ежегодно около трех тысяч кубов первоклассных до сок. Когда создавался трест, планирова лось, что наше ДСУ будет приносить убыт ки. А мы постоянно даем прибыль. Все было так просто и логично, что я, не избалованный в ходе прежних бесед торжеством простоты и логики, когда подвели меня к простеньким пилорамам, поставленным у околицы Медведева, смот рел на них, словно на чудо. И командовав ший этой техникой прораб лесоучастка Генрих Исакович Редекоп казался чудо творцем. Хотя был он самым обычным, даже «хрестоматийным» прорабом: меш коватый, полный, в брезентовом негнущем ся плаще, в облезлой кроличьей ушанке, с обветренным красным лицом. О своем заведении говорил Редекоп то ропливо, неохотно. Мой приезд оторвал прораба от неотложных дел, к которым ему не терпелось вернуться. А в аккуратно стянутый проволокой па кет чистеньких розоватых обрезных досок, произведенных на одной из пилорам, кото рый был для наглядности мне продемон стрирован, Редекоп небрежно потыкал нос ком вымазанного в глине сапога. И торопливость его, и эта небрежность показались мне нарочитыми. И желая уко лоть его, я не придумал ничего лучше «инспекторского» вопроса: — Что же это вы свои находки под спу дом держите? — Как так? — удивился прораб.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2