Сибирские огни, 1986, № 12
26 Третий час Бушуев маятником туда-сюда шагал у подъезда Союза художников, ждал Лукерью. Давно стемнело, улицы города опустели, редкий прохожий мелькнет в свете фонарей. Никакой уверенности, йто Лукерья появится наконец, у Бушуева не было. Где она? С кем? Вполне возможно, обидевшись, она села в поезд и вернулась в Ленин град. Их вещи стояли в коридоре, среди них -был портфель Лукерьи, но и портфель она могла бросить, оскорбленная поистине хамским с его стороны невниманием. Когда все официальные акции завершились, Бушуев кинулся в Союз, думая, что Лукерья давно ждет его. Коллеги увязались за ним: взять девушку, перебраться в гостиницу, и в номере Бушуева завер шить день, столь густо начиненный массой полезных мероприятий. Черт бы побрал все эти полезные мероприятия и их энергичную вдохновительницу Валерию Ивановну! 'Бушуев клял себя за то, что сма лодушничал, согласился участвовать во всей этой казенной суете. И по- і чему, зачем Лукерью надо было отправлять куда-то с полоумным ал кашом Бортниковым? Валерия Ивановна навязала ему роль некоего мэтра, который за тем и приехал, чтобы придать своим авторитетом чуть ли не столич ную значимость всем намеченным ею свершениям. Ничего более глу пого, фальшивого придумать было невозможно, и Бушуев опомниться не успел, как его повели по мастерским, пичкая новыми шедеврами ме стного уровня, разносолами, даже самогонки расстарались, будто Бу шуев об одном лишь, в Псков собираясь, и мечтал — по-купечески надрызгаться. Невеликий поклонник возлияний, -он пытался незаметно исчезнуть, ускользнуть от недреманного ока Валерии Ивановны, но она не отпус кала его ни на щаг. Кроме того, в Пскове жили и работали хорошие художники, многих он давно знал, встретиться с ними было не лишне, а Валерия Ивановна уверяла его, что Лукерья под хорошим присмот ром, все предусмотрено. Когда они с Бортниковым вернутся из Трои цы, девушку отведут в гостиницу, ничего с его юной Галатеей не слу чится, улыбнулась Валерия Ивановна. Но хождение по мастерским было только прологом программы. Валерия Ивановна замыслила провести одно давно намеченное «от ветственнейшее» мероприятие, провести его, конечно же, на самом вы соком теоретическом уровне, что и должен был обеспечить он, Бушу ев, художник из Ленинграда, автор известцого портрета первого космо навта планеты. Глупец, рохля, бегая, как заведенный, у подъезда Союза художни ков, корил себя Бушуев. В древний и добрый Псков, город белого Кремля, белых цеховых церквушек, он ехал, чтобы вместе с Лукерьей подышать стариной, тишиной, миром славного русского средневековья, а все обернулось нелепейшим фарсом — встречей, провинциальным абстракционизмом! Некая энергичная дама, как рассказали ему коллеги, чья-то вдова, то ли генеральша, то ли адмиральша, сама псковитянка и потому ужасная патриотка, сколотила из местных художников что-то вроде клуба абстракционистов. И вот уже выставка, развернутая в неболь- . том фойе рабочего клуба, но стараниями генеральши все было пос тавлено на «столичном» уровне: проспекты, пригласительные билеты, у входа — стол с бутылками, девушки в белых передниках улыбались и наливали в бумажные стаканчики легкое вино. Как и следовало ожидать, одна часть зрителей, поозиравшись сре ди непривычного искусства, уходила, облегченно вздохнув, другая многозначительно рассуждала о новаторской смелости искусства «но вой волны», призванной низринуть рутину, о задаче и сверхзадаче, о глубинном смысле «шедевра». 93
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2