Сибирские огни, 1986, № 12

26 Третий час Бушуев маятником туда-сюда шагал у подъезда Союза художников, ждал Лукерью. Давно стемнело, улицы города опустели, редкий прохожий мелькнет в свете фонарей. Никакой уверенности, йто Лукерья появится наконец, у Бушуева не было. Где она? С кем? Вполне возможно, обидевшись, она села в поезд и вернулась в Ленин­ град. Их вещи стояли в коридоре, среди них -был портфель Лукерьи, но и портфель она могла бросить, оскорбленная поистине хамским с его стороны невниманием. Когда все официальные акции завершились, Бушуев кинулся в Союз, думая, что Лукерья давно ждет его. Коллеги увязались за ним: взять девушку, перебраться в гостиницу, и в номере Бушуева завер­ шить день, столь густо начиненный массой полезных мероприятий. Черт бы побрал все эти полезные мероприятия и их энергичную вдохновительницу Валерию Ивановну! 'Бушуев клял себя за то, что сма­ лодушничал, согласился участвовать во всей этой казенной суете. И по- і чему, зачем Лукерью надо было отправлять куда-то с полоумным ал­ кашом Бортниковым? Валерия Ивановна навязала ему роль некоего мэтра, который за­ тем и приехал, чтобы придать своим авторитетом чуть ли не столич­ ную значимость всем намеченным ею свершениям. Ничего более глу­ пого, фальшивого придумать было невозможно, и Бушуев опомниться не успел, как его повели по мастерским, пичкая новыми шедеврами ме­ стного уровня, разносолами, даже самогонки расстарались, будто Бу­ шуев об одном лишь, в Псков собираясь, и мечтал — по-купечески надрызгаться. Невеликий поклонник возлияний, -он пытался незаметно исчезнуть, ускользнуть от недреманного ока Валерии Ивановны, но она не отпус­ кала его ни на щаг. Кроме того, в Пскове жили и работали хорошие художники, многих он давно знал, встретиться с ними было не лишне, а Валерия Ивановна уверяла его, что Лукерья под хорошим присмот­ ром, все предусмотрено. Когда они с Бортниковым вернутся из Трои­ цы, девушку отведут в гостиницу, ничего с его юной Галатеей не слу­ чится, улыбнулась Валерия Ивановна. Но хождение по мастерским было только прологом программы. Валерия Ивановна замыслила провести одно давно намеченное «от­ ветственнейшее» мероприятие, провести его, конечно же, на самом вы­ соком теоретическом уровне, что и должен был обеспечить он, Бушу­ ев, художник из Ленинграда, автор известцого портрета первого космо­ навта планеты. Глупец, рохля, бегая, как заведенный, у подъезда Союза художни­ ков, корил себя Бушуев. В древний и добрый Псков, город белого Кремля, белых цеховых церквушек, он ехал, чтобы вместе с Лукерьей подышать стариной, тишиной, миром славного русского средневековья, а все обернулось нелепейшим фарсом — встречей, провинциальным абстракционизмом! Некая энергичная дама, как рассказали ему коллеги, чья-то вдова, то ли генеральша, то ли адмиральша, сама псковитянка и потому ужасная патриотка, сколотила из местных художников что-то вроде клуба абстракционистов. И вот уже выставка, развернутая в неболь- . том фойе рабочего клуба, но стараниями генеральши все было пос­ тавлено на «столичном» уровне: проспекты, пригласительные билеты, у входа — стол с бутылками, девушки в белых передниках улыбались и наливали в бумажные стаканчики легкое вино. Как и следовало ожидать, одна часть зрителей, поозиравшись сре­ ди непривычного искусства, уходила, облегченно вздохнув, другая многозначительно рассуждала о новаторской смелости искусства «но­ вой волны», призванной низринуть рутину, о задаче и сверхзадаче, о глубинном смысле «шедевра». 93

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2