Сибирские огни, 1986, № 12
Ладно, подожду немного, решила Лукерья. Потом пойду. Куда гла за глядят. Простенок между окнами был огорожен веревкой на дере вянных подставках. Лукерья приоткрыла занавеску, вздрогнула... Совсем живая молодая женщина, приклонив на плечо голову, тихо задумалась о чем-то своем, женском. Может быть, о делах семейных, ребеночка, может быть, ждала, услышала его в себе впервые, а мо жет, мечта ее была о любви тайной. Юное, почти детское лицо осве щено чистым и ясным взглядом больших глаз, прикрытых длинными ресницами. Чья-то рука дотянулась через плечо до занавески, раздвинула ее во всю ширину. Устин Анисимович! Лукерья обрадовалась: не ушел! — Это вы... нарисовали? — сама не зная почему, спросила она, стараясь не показать радости.— Как живая... — Нет, Луша, не я. Икона старая. Я лишь копировал. ...И раньше на этом месте был образ богородицы Умиления, но осыпался. Попы дали Устину старую доску палехской работы, поп росили переписать темперой, увеличив во весь простенок. Устин мог бы скопировать икону за неделю, работа нехитрая, но увлекся. Он давно знал этот лик, но теперь, вникнув глубже в символ образа,— умиление, состояние души редчайшее, может быть, лишь бо жеству да юной женщине свойственное, был взволнован. Редко, очень редко посещает душу современного человека тихая радость умиления, и само слово прекрасно, в наше время почти забытое. Лицо на доске палехской работы было плоским, неживым, и он пи сал его' не с иконы, а по памяти, с увиденной в автобусе молодой жен щины, кормившей грудью малыша. Лицо написал скоро, но над рука ми провел неделю — Бортников любил писать молодые женские ру ки. В эту неделю в рот не взял, архиерей, престарелый отец Антоний, увидев полузаконченный образ, распорядился удвоить гонорар. «Как живая!» — усмехнулся Устин Анисимович. — Ну, спасибо, ми лая девушка, да одно горько, что не мое, а монашка безвестного, та лантом, душой светлой одаренного. Дописать одеяния — палешане писали их красками яркими, резки ми,— нет, пусть в центре сияет юное лицо, на нем прежде всего пусть останавливается глаз, а одеяние — мягкими, пастельными тонами. Еще неделю работы — опять ни капли в рот! — и з,а «Беглецов» — свое, заветное! «Беглецов» — притчу на мотив лермонтовского «Па руса», озеро под нагромождением тяжелых туч, лодчонка в волнах,— Бортников писал темперой на доске, как писали старые мастера. Ра бота адская, требует безупречного рисунка, выверенного цвета, но сколько можно ходить наторенными тропами — полотно, масло?! Де нег, что выдадут в окончательный расчет за «Умиление», хватит на полгода (если не начинать утра со стакана проклятья моего), непре менно расплеваться с Валерией — стыд, срам — тридцатилетнему му жику служить на побегушках у толстомясой начальницы! — и как в омут — в работу! Чтобы завершить «Беглецов» к осени и — почему бы нет? — пробиться на осеннюю зональную выставку. Это по силам, это возможно, а главное, мне очень захотелось этого, только, боже всемогущий, дай ты мне сил, идиоту, больше не сорваться до осени! «Как живая!» И правда, лицо Богородицы хорошо, ресницы тре пещут, есть в тебе искорка, Бортников, и точность в руке есть, похва ла этой девушки бесхитростна, тем и дорога,— она бесценна! Прямо- таки душу всколыхнула, работать захотелось. «Как живая!» Ра ботать горячо, много, жарко. И пора, пора, мой милый, начинать новую жизнь, если уже не поздно, если ты еще не прозевал свою судьбу... Спасибо, милая девушка! Нечасто Бортникову приходилось слы шать столь искреннюю похвалу. Как хорошо она смотрела на мою Богородицу, а перед тем так славно слушала заутреню: глаза распах нуты, лицо полыхает... 91
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2